Внедрение модели формирования двигательной культуры cубъектов образовательного пространства сельской школы» (2017-2020г.г.)
Научное сопровождение: Снежицкий Павел Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет»
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования физически здорового контингента сельских детей – трудового ресурса села в будущем.
Новизна инновационного проекта заключается в создании оригинальной системы диагностики повседневной двигательной активности, физической подготовленности и функционального состояния субъектов образовательного пространства и на ее основе разработка индивидуальных двигательных режимов с учетом специфики их трудовой деятельности и текущего функционального состояния. Инновационный проект способствовал ориентации на создание здоровье формирующей среды жизнедеятельности субъектов образовательного пространства и позволил педагогическими средствами обеспечить формирование двигательной культуры человека и как следствие – профилактику и коррекцию неблагоприятных изменений функционального состояния организма.
Реализация проекта в государственном учреждении образования ««Учебно-педагогический комплекс Рожанковский детский сад-средняя школа» способствовала систематизации деятельности по формированию двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы. Основными показателями эффективности реализации инновационного проекта служат знания учащихся и их ближайшего окружения в области здорового образа жизни, о влиянии двигательной активности и о роли двигательной культуры в профилактике заболеваний.
Мониторинг физической подготовленности и сравнительный анализ показателей экспериментальной и контрольной групп свидетельствует о наличии способности к самоорганизации двигательной активности.
В целом сформирован мотивационно-ценностный компонент двигательной культуры у участников инновационного проекта.
За время реализации инновационного проекта увеличился уровень удовлетворённости родителей жизнедеятельностью учреждения образования. Укрепился механизм сотрудничества семьи, педагогического коллектива, учащихся.
Реализация модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы способствовала достижению положительной динамики результатов:
- повысился уровень знаний обучающихся в области здорового образа жизни и двигательной культуры;
- приобретены навыки работы по картам индивидуального двигательного режима;
- произошло снижение количества пропусков обучающихся по болезни на 18,5%;
- возросла удовлетворенность субъектов образовательным процессом и его результатами (учащихся, законных представителей, педагогов);
- повысилась инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов;
Реализация иинновационного проекта позволила:
-вовлечь педагогов, родителей, учащихся учреждения образования в процесс формирования двигательной культуры их здорового образа жизни путем совместных занятий физическими упражнениями (совместное посещение внеклассных секционных занятий и спортивных праздников, совместный активный досуг вне школы, систематические совместные самостоятельные занятия физическими упражнениями).
-повысить уровень двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы за счет сознательного самообразования по формированию базовых навыков рациональной двигательной деятельности и здорового образа жизни;
-расширить круг возможностей учащихся и представителей их ближайшего окружения в диагностике повседневной двигательной активности, функционального состояния и физической подготовленности для разработки индивидуальных двигательных режимов субъектов образовательного пространства на основе использования современных компьютерных коммуникативных устройств (ноутбук, планшет, смартфон), обеспечивающих общий доступ к «технологической карте индивидуализации двигательных режимов», разработанной в программе «MicrosoftExcel»;
- обеспечить позитивный эмоциональный фон двигательного режима путем предоставления возможности самостоятельного выбора средств физического воспитания индивидуально каждому представителю образовательного пространства учреждения образования;
- повысить качество диагностики и прогнозирования динамики физической подготовленности, функционального состояния и как следствие физического здоровья субъектов образовательного пространства на основе использования методики индивидуализации двигательных режимов учащихся и представителей их ближайшего окружения, позволяющей совершенствовать механизмы адаптации человеческого организма к условиям естественной среды жизнедеятельности;
-повысить вариативность применяемых средств и методов физического воспитания на основе использования методики индивидуализации двигательных режимов учащихся и представителей их ближайшего окружения;
-применять в образовательном процессе по физической культуре физиологически обоснованные программы педагогических воздействий, обеспечивающие повышение уровня физической подготовленности и функционального состояния учащихся;
- повысить оздоровительную эффективность организованных и самостоятельных форм двигательной активности субъектов образовательного пространства учреждения образования за счет использования методики индивидуализации двигательных режимов;
- использовать физические упражнения на эффективном уровне не только для решения специфических задач, стоящих перед физическим воспитанием в учреждении образования, но и как инструмент повышения устойчивости организма человека к действию неблагоприятных психосоциальных факторов и как средство управления процессом адаптации и снижения отрицательных последствий информационного и эмоционального стресса в семье и социуме.
Об эффективности внедрения инновационного проекта свидетельствует уменьшение пропусков по болезни и улучшение улучшение здоровья учащихся по итогам медосмотра.