ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Методические рекомендации по написанию и оформлению

учебного исследования 

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  •  постановку проблемы,
  •  изучение теории, посвященной данной проблематике,
  •  подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  •  сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  •  научный комментарий,
  •  собственные выводы.

 Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

 

Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:

– углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, таки вне её; 

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

– расширению представлений о межпредметных связях;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– созданию предпосылок для равития научного образа мышления;

– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;

– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);

– профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;

– формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

 

Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся

Учебно-исследовательская  деятельность

Признаки для сравнения

Научно-исследовательская деятельность

Предполагает открытие, как правило, лишь субъективно новых знаний

Новизна темы исследования

Предполагает открытие новых знаний

Как правило, субъективны

Особенность решаемых проблем

Преимущественно объективны

Получение субъективно нового знания

Характер цели

Получение объективно нового знания

Преимущественно эмпирические (наблюдение и опыт), а также работа с научной и учебной литературой

Методы разрешения проблемы

Эмпирические (наблюдение, эксперимент), теоретические (анализ, моделирование, проектирование, обобщение и др.).

Учащийся может сам выполнить все этапы исследования от выявления проблемы до интерпретации результатов. На каждом из этапов ему может быть оказана помощь

Степень самостоятель -

ности

Как правило, самостоятельная деятельность.

Как правило, субъективны

Полученные результаты

Объективны, доказательны

Реферативная работа, статья, тезисы, выступление на ученической конференции

Формы представления результатов

Диссертация, статья, доклад, тезисы, выступление

Происходит развитие личности

Личная значимость исследователь -ской

деятельности

Происходит развитие личности

Иногда способствует развитию науки

Научное значение

Способствует развитию науки

Особенность исследования в сфере образования состоит в том, что оно является учебным.

Учебное исследование направлено на развитие личности учащегося, а не на получение объективно нового результата.

Если в науке приоритетом, как правило, является производство новых знаний, то цель организации исследовательской деятельности школьников – формирование у них навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им субъективно новых знаний (т.е. знаний, которые получены самостоятельно и являются для конкретного учащегося новыми и личностно значимыми).

 

Основные типы творческих работ учащихся

Тип творческой работы

Основные характерные элементы

Реферативные

Сбор, представление и анализ информации по заданной теме

Экспериментальные

Постановка эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности

Натуралистические

Наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике, диагностика натурного материала в соответствии с принятыми научными нормами

Проектные

Постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата

Исследовательские

Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных

Информационно-реферативные работы – работы, содержание которых основано на одном или нескольких источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной темы или проблемы. Название такой работы отражает описание проблемы, которую исследует автор. Например, «Исторические памятники моего города».

Проблемно-реферативные работы – работы, содержание которых основано на нескольких источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы. Например, «…».

Типология учебных исследований учащихся

По целям

Инновационные (предполагающие получение объективно новых научных результатов) и репродуктивные.

По содержанию

Эмпирические и теоретические.

Естествознание и гуманитарная сфера.

Монопредметные, межпредметные, надпредметные.

По методам

Экспериментальные (осциллографический, спектральный и др.)

По времени и месту

Урочные (на уроках и факультативах) и внеклассные.

По продолжительности

Краткосрочные (урок или его часть), среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы).

По составу участников

 


Виды учебных исследований

(автор идеи А.П.Тряпицына):

–  монопредметные – исследование, которое поводится по какому-то одному предмету и предполагает привлечение знаний для решения проблемы именно по этому предмету;

–  межпредметные – исследование, которое требует привлечения знаний для его выполнения из разных учебных предметов. Мотивом такого исследования чаще всего становится глубокий интерес ученика к проблеме, которая рассматривается в различных образовательных областях по-разному;

–  надпредметные – исследование, которое направлено на исследование конкретных личностно значимых для ученика проблем. Результаты такого исследования выходят за рамки учебной программы.

Преимущества надпредметных  исследований:

– помогают преодолеть фрагментарность знаний учащихся, формируют общеучебные умения и навыки;

– помогают преодолеть узость мыслительной деятельности ученика;

– процесс исследования объединяет не только учеников, но и педагогов;

– изменяет отношение ученика к отдельным учебным предметам.

 

Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям

(по Н.И.Дереклеевой)

  1. Четко сформулирована цель исследования.
  2. Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
  3. Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
  4. Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
  5. Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
  6. Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
  7. Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
  8. Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
  9. Исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора.
  10.  Проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной (или должно быть оригинальным её решение).
  11.  Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита – итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.  

 

Этапы деятельности при выполнении учебного исследования

(по Н.И.Запрудскому)

Исследовательская деятельность учащихся

Управляющая деятельность учителя

1

 

Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций

2

Проблематизация: обнаружение противоречий в имеющейся информации, проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс или явление, усмотрении проблемы

Предъявление учащимся фактов, противоречий, привлекательной информации, создание проблемной ситуации

3

«Инкубационный период». Определение сферы исследования (формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы)

Инициирование постановки вопросов учащимися, поощрение поиска, помощь в самоопределении в отношении объекта исследования

4

Определение темы исследования

Помощь в определении предмета и темы исследования

5

Определение цели и задач исследования

Оказание помощи в формулировке цели и задач исследования

6

Выработка гипотезы (гипотез). Построение модели

Рекомендации выдвинуть предположения в отношении характера тех зависимостей, которые предстоит изучить, установить с помощью эксперимента или работы с литературой.

Предложение найти объяснение выдвинутой гипотезе

7

Планирование и разработка методики проведения исследования

Предложение учащимся различных методов решения задач исследования

8

Сбор и систематизация полученной информации

Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования

9

Анализ, объяснение и обобщении полученных данных и материалов

Помощь учащимся в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в обобщении данных, в формулировке собственного взгляда на проблему. Предложение различных подходов, схем, шаблонов для обобщения информации

10

Подготовка отчета

Консультирование по подготовке отчета и публичной защите исследования

11

Презентация и защита результатов исследования

Помощь и поддержка непосредственно перед защитой

12

Обсуждение хода работы и полученных результатов

Организация рефлексии

13

 

Самоанализ учителем хода и продуктивности его управляющей деятельности


Подготовка к проведению научного исследования

Работа над исследованием начинается с обозначения сферы исследовательской деятельности, которую составляют три элемента: объектная область, объект и предмет исследования.

Объектная область исследования – сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В нашем случае объектной областью исследования является история или обществоведение.

Проблема исследования как категория предлагает исследование  неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Это конкретный вопрос, на который планируется найти ответ в ходе исследования.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации. Это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет  исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Предметом исследования могут быть исторические события, явления, процессы в целом, отдельные его стороны, а также отношения между отдельными сторонами и целым.

Предмет исследования определяет его тему, цели и задачи.

Тема отражает проблему в её характерных чертах. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы.

Выбор темы учебного исследования определяется интересами самого исследователя – учащегося. При этом должны быть учтены реальные возможности выполнения им исследовательской работы.

Для большинства учащихся выбор темы является весьма трудным этапом. Часто они выбирают слишком масштабные или сложные темы, раскрыть которые в рамках учебного исследования невозможно. Другая крайность, когда учащийся выбирает «избитую» тему, которая неизвестна лишь для начинающего исследователя. Поэтому при выборе темы нужна помощь научного руководителя.

При выборе тем учебных исследований полезно учитывать сформулированные  А.И.Савенковым следующие рекомендации:

– тема должна быть актуальной (затрагивать наиболее дискуссионные аспекты рассматриваемой проблемы);

– тема должна быть интересной ученику, она должна его увлечь;

– тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;

– тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности, необычности;

– тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена качественно, но относительно быстро;

– тема должна быть доступна (ученик должен понимать то, что он пытается проанализировать и описать);

– тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у его руководителя;

– работа над темой должна быть обеспечена ресурсами, т.е. по выбранной теме должны быть доступны исторические источники и литература.

Важно помнить о традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности темы исследования – обязательное требование к любой работе. Показателем актуальности является наличие в данной области исследования какой-либо проблемы, т.е. некой противоречивой ситуации, требующей разрешения. Появление проблемы может быть связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые исторические явления, объяснять ранее неизвестные факты, или наоборот, изменившаяся историческая ситуация заставляет по-новому взглянуть на ранее известные исторические факты и события. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных, переосмысления исторических фактов, процессов, явлений, определения их значения.

Освещение актуальности, как и формулировка темы, должно быть точным и лаконичным.

Определение цели и задач исследования. Под целью принято понимать планируемый результат деятельности. В контексте исследовательской деятельности такое понимание цели не вполне удобно, поскольку в ситуации неопределенности зачастую невозможно заранее указать, каким будет результат исследования, поэтому в формулировке цели указываются лишь намерения исследователя.

Цель исследовательской работы состоит в изучении фактов, событий и установлении закономерностей, которые их связывают между собой. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «сформулировать», «установить», «обосновать», «провести», «выявить» и т.д. В исследовательской работе по истории целью может быть определение характеристик исторических явлений, событий, изучение развития явлений, событий, описание новых явлений, событий, выявление общих закономерностей, создание классификации признаков и т.д.

Цель конкретизируется в задачах. Задача – это то, что надо сделать, чтобы достичь цели, разрешить проблему исследования. Задачи лучше всего формулировать  в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится от наименее сложных к наиболее сложным, а количество их определяется глубиной исследования.

Названия глав рождаются именно из формулировок задач.

Совокупность вопросов-задач, по сути, задает программу исследования.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Выдвижение гипотезы (научного предположения) – важная часть исследования. Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза исследования представляет собой утверждение, нуждающееся в проверке. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам. Если в результате исследования гипотеза подтверждается, то она становится теорией, если нет – она оказывается ложным предположением.

Наличие гипотезы придает исследовательской работе проблемный характер, превращает её из простой компиляции в исследование.

Виды гипотез:

1) описательные (предположение о структуре объекта или процесса; о форме связей между элементами изучаемого объекта);

2) объяснительные (предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, которое требуется экспериментально проверить).

Гипотеза записывается с помощью следующих клише: можно предположить …; если …; то; предполагается, что …; допустим …; возможно …;  при условии что… и т.д.

Составление плана исследовательской работы

Определены объект, предмет исследования, уточнена тема, сформулированы цель и задачи. Составляется план исследования. Названия глав тесно связаны с задачами работы. Требования к формулировкам названий схожи с требованиями к формулировке темы: они должны быть лаконичны, логически взаимосвязаны друг с другом, а объем рассматриваемых в главах вопросов должен быть по возможности равнозначным. В объемных главах могут быть подглавы.

Определение методов исследования

Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата. Выбор конкретных методов и методик исследования определяется прежде всего характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования и т.д..

 Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные). 

Овладеть методами исследования учащимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать историческую личность», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и др.

Проведение исследования

  Применительно к историческим исследованиям, этот этап начинается на стадии изучения литературы и письменных источников.

Анализ литературы – важнейший элемент исследовательской деятельности, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с результатами ранее проведенных исследований и уточнить задачи научного поиска и т.д. Поэтому формулировка задачи исследования «проанализировать литературу» – бессмысленна, т.к. анализ литературы – метод, он должен применяться для решения других задач. Всегда надо задавать вопрос: зачем анализировать литературу, что надо понять, узнать, увидеть в результате этого анализа?

В составлении списка литературы обязательно участие самого исследователя. Ошибкой научного руководителя является то, что он дает учащимся готовый перечень дежурных изданий и, тем самым, лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: работы с системой библиотечных, в том числе и электронных, каталогов, правильного оформления.

Общие рекомендации для работы с литературой:

1.Изучение научных публикаций  по теме желательно начинать с работ общего характера, а затем уже вести поиск узкоспециального материала.

2. При работе с уже готовым библиографическим списком, а также при его составлении учащийся должен ориентироваться в структуре издания, т.к. отдельные её элементы обладают определенными функциями и являются носителями информации.

3. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающую разную степень глубины проникновения в материал:

А) просмотровое чтение –  знакомство с общим содержанием книги;

Б) ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответа на определенные вопросы в нескольких источниках информации, в сравнении и сопоставлении найденной информации, а также в выработке собственной точки зрения;

В) изучающее чтение – активный вид подробного, внимательного обдуманного чтения. Его цель – получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на поставленные вопросы. Этот вид чтения формирует умение критически воспринимать информацию.

4. Учащихся необходимо знакомить со способами фиксирования необходимой информации и способами её оформления (карточки, отдельная тетрадь и т.д.), учить создавать «банк данных» по теме работы: выписки в виде конспектов, выписка цитат и т.п.

5. Необходимо объяснить учащимся, что не вся выписанная информация может оказаться необходимой, не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, если это может повредить целостности и логичности исследования. Доказательства не могут строиться на одних цитатах.

6. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Правильнее будет сопоставить, проанализировать найденную информацию, сделать выводы и составить собственное мнение по изучаемой проблеме.

После изучения литературы и создания банка данных по теме необходимо провести систематизацию накопленного материала. Для этого учащимся можно порекомендовать скомпоновать карточки (выписки и т.п.) по главам, учитывая логическую последовательность и те вопросы, которые будут рассмотрены в главах. Рекомендуется составить развернутый план исследования по каждой главе (вопросы, методы исследования).

На этом этапе происходит и накопление практического материала: проведение интервью, бесед, наблюдение, сравнение и т.д. Впоследствии весь практический материал также группируется по главам, проводится подбор методов его обработки. Исследователь создаёт словарь терминов, которые необходимы для описания хода и результатов исследования.

Вслед за проведением собственно исследования необходимо «отрефлексировать» полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. После проведения рефлексивной части можно приступить к планированию следующего этапа работы – оформлению результатов исследования.

  Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких и ответственных этапов работы, который требует внимания и времени.

Оформление результатов начинается с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии со структурой работы (что проводится уже на этапе проведения исследования). После того, как главы сформированы (написаны), следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии, так и по содержанию (сверить цифры, даты, сноски, цитаты и т.д.). По прочтению каждой главы и осуществлению правки следует приступить к написанию выводов к каждой главе. Вывод по главе  обычно содержит краткое изложение сущности вопроса, рассматриваемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Затем следует составление списка литературы.

 

Компоновка текста – Редактирование целого текста – Выводы к каждой главе –  Общее заключение – Введение ко всей работе – Составление списка литературы

 

Рекомендуется следующая структура отчета об учебном исследовании

(по Н.И.Запрудскому)

1. Титульный лист (указывается учреждение обазования, название работы, жанр, Ф.И.О. автора, класс, Ф.И.О. научного руководителя, место и год написания работы).

2.Тезисы.

3. Рецензии руководителя или нескольких руководителей.

4. Оглавление (список содержания работы).

5. Введение (указание проблемы и обоснование темы исследования, запись его цели, задач и гипотезы).

6. Основная часть (деление на главы или параграфы, желательно обеспечить соответствие глав (параграфов) сформулированным задачам, т.е. в каждой главе (параграфе) прописывается решение соответствующей задачи).

7. Заключение (описание результатов работы; анализ того, решены ли поставленные задачи; указание на трудности и проблемы, с которыми автор столкнулся в процессе исследования; определение направлений дальнейших поисков).

8. Список используемых источников.

9. Приложения (если необходимо).

 

Тезисы учебного исследования – это кратко изложенный реферат научно-исследовательской работы. Объем тезисов не должен превышать более 4000 знаков – 2 печатных страниц машинописного текста. Тезисы должны содержать следующие сведения:

- объем учебного исследования,

- количество иллюстраций, таблиц, используемой литературы,

- объект исследования,

- цель и задачи учебного исследования,

- описание полученных результатов и их актуальности,

- краткие выводы, сделанные автором в результате исследования.

Рецензирование исследовательской работы

Рецензия – письменный анализ, отзыв, содержащий критическую оценку работы руководителем. В рецензии научный руководитель дает характеристику работе, указывает её сильные и слабые места, уделяет внимание объему и характеру использованной литературы  и исторических источников. 

Рецензию можно условно разделить на две части. Первая часть – описательная. В ней рассматриваются актуальность работы, её новизна, личный вклад автора в решение рассматриваемых проблем.

Вторая часть – оценивающая. Она содержит указания на положительные стороны работы и её недостатки, в ней определяется точность, обоснованность положений и выводов.

В заключительной части рецензии делается вывод об актуальности и практической значимости работы.

Объем рецензии не должен превышать двух печатных листов.

Содержание включает названия всех разделов, подразделов, пунктов с указанием номеров страниц, на которых расположено начало материала разделов, подразделов и т.д.

Введение содержит:

 – отношение автора к изучаемой проблеме,

 – оценку современного состояния изучаемой проблемы,

 – обоснованность и необходимость проводимых им исследований,

 – обоснование актуальности темы исследования,

 – определение целей и задач исследования,

 – формулирование гипотезы (если необходимо),

 – определение методов исследования,

 – значение данной работы в контексте других исследований по данной проблеме.

Основная часть работы должна состоять из следующих структурных этапов:

– выбора направления исследования и объекта исследования,

– описания диагностического и иного инструментария, полученных результатов,

– описания новизны и практической значимости полученных в ходе исследования результатов,

-– обобщения и выводов автора, следующих из результатов исследования. 

Этапы исследования должны отражать:

– обоснованность выбора направлений исследования.

– методы решения поставленных задач, их сравнительная характеристика,

– обобщение результатов исследования, описание соответствия результатов исследования его цели.

Заключение содержит:

– краткие выводы по результатам исследования,

– предложения по их практическому использованию,

– указание и ссылки по итогу исследования для его практического применения: составление инструкций, методик, анкет, учебных пособий и т.д.

Список использованной литературы составляется в конце исследования.

Приложения являются дополнительным иллюстративным материалом учебного исследования. Приложения оформляются как продолжение работы на следующих её страницах, располагаются в порядке появления ссылок в тексте.

Отчет может быть в форме доклада, научной статьи, реферата.

Критерии оценки конкурсных исследовательских работ

1. Эрудированность автора в рассматриваемой области:

– степень знакомства с современным состоянием проблемы,

– использование известных результатов и научных фактов в работе,

– полнота цитируемой литературы, ссылка на учёных и исследователей, занимающихся данной проблемой.

2. Оценка собственных достижений автора:

– использование дополнительных знаний,

– степень новизны полученных результатов,

– научно-практическая значимость работы.

3. Характеристика работы:

– грамотность и логичность изложения материала,

– структура работы (введение, постановка задач, решение, выводы).

 

Основные требования к оформлению школьных

исследовательских и  реферативных работ

Работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А 4 на одной стороне листа. Текстовый редактор Wicrosoft Word. Текст печатается шрифтом 14 через полтора интервала с выравниванием по ширине.

Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.

Заглавия разделов и подразделов печатаются маленькими буквами (кроме первой) без точки в конце и выравнивают по центру.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

Новый раздел начинается с нового листа.

       Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер ставится в правом верхнем углу без точки. Нумерация страниц работы и приложений, входящих в её состав, сквозная.

Структурные элементы конкурсной работы, каждый  из которых начинается с новой станицы:

– Титульный лист.

– Содержание.

– Введение.

– Основная часть.

– Заключение.

– Список литературы.

– Приложения.

Титульный лист любого вида работы должен содержать следующую информацию:

– название конкурса, на который подаётся работа;

– название учреждения образования;

– название работы: заголовок располагают в середине строки; печатают прописными большие буквами, не подчеркивают;

– сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, класс;

– сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание, должность, место работы;

– место и год написания работы (без запятой).

За титульным листом следует содержание. Содержание обычно оформляется на втором листе работы.

Главы (разделы) нумеруются арабскими цифрами.

Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем точка, после неё – номер подраздела, точка. Например: 1.1., 1.2.

Введение и заключение не нумеруются!

Приложения имеют свою нумерацию. Например: Приложение 1. План-конспект урока истории в 5 классе.

Например:

Содержание

Введение ………………………………………………………….........……….... 3

1.Название первой главы………..........………………………………………6  

1.1 Название подглавы  …………………………………………………………..7

1.2 Название подглавы ………………………………………………………….11

2. Название главы …………………………..........……………………………..16

2.1. Название подглавы ……………………….......…………………………...17

2.2. Название подглавы ……………………......……………………..................19

Заключение …………………….........…………………………………………..22

Список литературы …………………........………………………………...........25

Приложение 1. Название приложения …….......………………………………27

Приложение 2. Название приложения ………….........………………………..28

 

Начинается работа с «Введения» – с. 3 (титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется).

Введение представляет собой ответственную часть научной работы, т.к. содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать: формулировку темы, актуальность исследования, проблему исследования, объект и предмет, цели и задачи, гипотезы, методы исследования, этапы и структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы.

Объем введения небольшой и обычно составляет 2 – 3 станицы (но не более 5) к объему в 25 листов.

Основная часть работы (содержательная) может содержать 2 – 3 главы. Главы должны быть соразмерными по отношению друг к другу. Каждая глава должна завершаться выводами.

Заключение обычно составляет не менее 1 – 2 страниц (но не более 3) к объему в 25 листов. Основное требование к заключению – оно не должно дословно повторять вводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследований, предложения по их практическому использованию.

Список литературы (библиографический список) – это список изученной по теме литературы, представленный особым образом. В список литературы включаются все использованные в работе источники.

Список используемых источников следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий (Приложение 1).

 Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимее для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. Приложения содержат копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и т.п.

Каждое новое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «приложение».

Приложение должно иметь название, отражающее содержание работы.

Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например, «Приложение 1». 

Таблицы располагаются в тексте работы после первого упоминания о них. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно вывести в приложение. Каждая таблица должна иметь заголовок, который кратко характеризует её содержание. 

Цитаты всегда заключаются в кавычки. В скобках после цитаты обязательно делается ссылка на источник.

Сноски на источники оформляются в квадратных скобках прямо в основном тексте работы, например: [4, с.56]. Здесь указывается номер источника в списке литературы, страница, на которой расположена цитата либо материал, подвергнутый переработке.

Презентация и защита результатов исследования

Многие успешные исследования учащихся зачастую проигрывают на конкурсах исследовательских работ из-за неумелой презентации и защиты результатов исследования.

К основным ошибкам, которые допускаются при защите результатов исследования, можно отнести: 1) чрезмерный, сложный для восприятия аудитории жюри объем информации; 2) пересказ своей работ; 3) попытки выстроить логику изложения на ходу; 4) неспособность заинтересовать аудиторию. Чтобы избежать подобного рода ошибок, необходимо порекомендовать учащимся заранее подготовить выступление – доклад.

 

Методика обучения учащихся публично представлять результаты своего исследования

(по Е.В.Тягловой)

1.О чём говорить? Нужно выделить главный тезис доклада. Эта фраза должна:

 – утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения ля более полного раскрытия;

– быть краткой, ясной и не содержать противоречий;

– иметь опорное, главное в исследование понятие.

2. Зачем говорить? Рекомендуется сформулировать то, чего вы хотите достичь вашим выступлением. Запрограммируйте реакцию слушателей и по ней оценивайте, как воспринимается ваше выступление.

3. Сколько говорить? Время выступления запрограммировано регламентом конференции или конкурса исследовательских работ. Это 8 – 10 минут. Поэтому важно отобрать для выступления самое существенное, больше внимания уделить экспериментальной части и выводам.

4. Кому говорить? Стиль речи и её терминологическая сложность напрямую зависят от аудитории.

5. Где говорить? На тактику построения речи существенно влияют условия. Как правило, в классной комнате выступать легче, чем в большом актовом зале.

6.Как говорить? Рекомендуется говорить не очень быстро. Важно произвести глубокое впечатление ораторским искусством. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.

7. Что говорить? Важно позаботиться о соответствующей аргументации, подтверждающей основной и вспомогательный тезисы. Рекомендуется строить выступление с учетом следующих советов: понятие, несущее главную мысль, повторить не менее семи раз, а основной тезис – не менее четырех раз; привести впечатляющие аргументы, примеры, факты, убедительные выводы. 

 

В статье Е.Тягловой предлагаются полезные рекомендации для ответов на вопросы, которые получает докладчик [10].

 

Как подготовить доклад  для  защиты

исследовательской работы

Для того, чтобы вложиться в 7 – 8 минут выступления (2 – 3 минуты оставляем для установления психологического комфорта), необходимо 5 страниц печатного текста (размер шрифта 14 и интервал 1,5).

1.Во введении (примерно 1 страница) необходимо привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт. Введение посвящено цели  и задачам работы, её актуальности.

2. Основная часть (примерно 3 страницы) должна раскрыть сущность и итоги исследования: акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска; перспективы дальнейшего развития темы.

3. В заключении (примерно 1 страница) необходимо сказать главное, подвести итог сказанному, дать в сжатом виде итоги проделанной работы и рекомендации по их практическому использованию. 

Ответы на вопросы – важный этап успешной защиты работы. При этом необходимо обязательно сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Вопросы может задать и члены жюри, и любой из присутствующих на выступлении, и учащийся должен быть к этому готов. Вопросов не нужно бояться. Вопрос дает ещё одну возможность продемонстрировать учащемуся обстоятельность и глубину изучения темы. Если докладчику задают вопрос, то это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей.

Обратите внимание на форму ответа на вопросы:

  1. Спасибо за вопрос,

а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления  для дальнейшего исследования.

б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования.

2. Спасибо, ваш вопрос понял (-а) … .

3. Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи.

4. Правильно ли я понял, что заданный вопрос …?

5. Ответ на заданный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, я готов(-а) ответить на него. 

Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение мимикой, жестами, рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на научной конференции чувствовать себя увереннее, позволит выработать ощущение времени во время выступления.  

 

Презентация. Обращаем внимание, что дополнительные баллы за наличие презентации на конференции не предусматриваются.

Рекомендации по её составлению:

– не должна повторять текст выступления,

– на слайды выносятся определения, термины, материалы, которые имеют принципиальное значение для представленного исследования,

– графики, рисунки, диаграммы, фотографии и т.п. должны по возможности максимально заполнять поле экрана,

– цветовое оформление фона слайдов не должно вызывать усталости и раздражения для глаз,

– категорически нельзя читать слайды и «перегружать» их,

-– на слайде не должно быть больше 20 – 25 слов.

 

Структура презентации на 7 – 8 минут:

1-й слайд. Название УО, работы, имя автора и руководителя.

2 - 4-й слайды. Методология работы (цель, задачи, предмет, объект, актуальность).

5 - 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось).

7 – 8-й слайды. Содержание работы. 

9- 11-й слайды. Итоги по разделам.

12-й слайд. Практическая значимость работы.

13 - 14-й слайды. Итоги исследования.

15-й слайд. Спасибо за внимание!

На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов [6].

 

Обратите внимание на недостатки, которые могут быть в готовой работе:

– отсутствие объяснения используемых научных терминов,

– несоответствие формальным требованиям конкурса, изложенным в Положении,

– тема исследования сформулирована достаточно широко,

– не представлен обзор используемой литературы по теме исследования,

– цель должна быть только одна,

– среди методов ошибочно называют исследование, систематизацию,

– несоответствие оснований и задач исследования.

– нарушение логичности,

– неполнота доказательств: отсутствие точности обоснований,

– реферативно-компилятивный характер работы,

– отсутствие ссылок на цитирование первоисточников,

– отступление от научного стиля,

– неправильное оформление списка используемой литературы,

– неправильное оформление содержания, приложений.

 

                                         

поделиться в: