МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Метапредметная компетентность. • способность и готовность педагога к решению универсальных профессиональных задач, на основе сформированных полипредметных и полифункциональных умений и навыков, применимых в разных сферах и областях; а также качеств личности, позволяющих педагогу быть гибкими мобильным, успешным и эффективным в динамично развивающемся обществе

Под метапредметными необходимо понимать измеряемые способы действий, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни и способствующие его самореализации в определенной сфере деятельности.

Сущность метапредметных компетенций полнее всего может быть раскрыта посредством их классификации.

Чаще всего метапредметные компетенции классифицируют по видам универсальных учебных действий:

− личностные (самоопределение, смыслообразование и действие

нравственно-этического оценивания);

− регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция,

оценка, прогнозирование);

− познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

− коммуникативные [8].

В педагогической деятельности к метапредметным компетенциям относятся:

  • ориентация учащихся в различных областях;
  • общеучебные умения информационно-логического характера;
  • организация собственной учебной деятельности;
  • основные универсальные умения информационного характера;
  • использование средств информационных и коммуникационных

технологий;

  • принятие решений и управление;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Схожие виды метапредметных компетенций описаны Е.В.Ковалевой:

  • основные общеучебные умения информационно-логического

характера;

  • умение организации собственной учебной деятельности;
  • основные универсальные умения информационного характера;
  • информационное моделирование, как основной метод приобретения

знаний;

  • умения и навыки использования средств информационных и

коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;

  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми [3].

Некоторые авторы к метапредметным относят также социальные компетенции [7] и др.

А. В. Хуторской], говоря о метапредметных компетенциях, оперирует понятиями «метапредметнное содержание» и «метапредметная деятельность» и приводит лишь конкретные примеры. На основе систематизации различных источников по данной проблеме, анализа их содержания автором были выделены следующие виды метапредметных компетенций (МК):

  1. Учебно-познавательные.
  2. Проблемно-поисковые.
  3. Информационные.
  4. Контрольно-оценочные.
  5. Коммуникативные.

Первые три группы МК связаны с формированием познавательных универсальных учебных действий, четвертая группа – регулятивных, пятая –личностных. Очевидно, что в реальном учебном процессе все метапредметные компетенции формируются в комплексе.

Согласно А. В. Хуторскому, учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки [10].

Перечислим некоторые учебно-познавательные МК:

− выстраивание собственной образовательной траектории (определение

последовательности учебных целей и организация их достижения);

− создание необходимых для собственного развития ситуаций и

− планирование решения учебной задачи;

− выбор методов и средств решения учебной задачи;

− получение недостающих дополнительных данных и новых способов

решения учебной задачи;

− использование общенаучных методов исследования (анализ, синтез,

аналогия и др.);

− выдвижение и проверка гипотез;

− проведение самостоятельных наблюдений и экспериментов и т.д.

Информационные МК – это компетенции, обеспечивающие навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [10]. Это:

− владение новыми информационными технологиями, понимание

диапазона их применения;

− выбор способа получения информации;

− поиск информации в различных источниках;

− систематизация, анализ и структурирование полученной информации;

− презентация информации с помощью различных информационно-коммуникационных технологий;

− критическое отношение к информации, распространяемой в средствах массовой информации (радио, телевидение, интернет) и др.

Контрольно-оценочные МК – это компетенции, направленные на выявление обучающимся уровня и динамики достижений в процессе учебной деятельности. К ним относятся:

− осуществление итогового и пооперационного контроля деятельности (чужой, своей);

− выделение критериев оценки;

− оценка результатов деятельности (чужой, своей);

− анализ и коррекция процесса и результата деятельности (чужой, своей) и др.

Коммуникативные МК – это компетенции, направленные на овладение обучающимся всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения» [6]. К ним относятся:

  • осознание языка как формы выражения национальной культуры;
  • знание основных понятий лингвистики речи;
  • умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной

ситуации.

  • знание ораторских приемов;
  • навыки работы в группе;
  • владение различными социальными ролями в коллективе;
  • знание иностранных языков;
  • владение культурой межнационального общения и т.д.

Владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, говорит о его компетентности в данной области.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гордеева В.И. Развитие метапредметных действий при исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]: URL: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4042
  2. Грешилова А.В. Содержание метапредметных компетенций у студентов среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/greshilova_statya_md_0.pdf
  3. Ковалева Е.А. Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии [Электронный ресурс]: URL: http: //garnett.ru/10-klass/formirovanie-metapredmetnykh-kompetentcii-vprepodavanii-geografii-v-period-obnovleniia-pe/
  4. Колмакова В.И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся [Электронный ресурс]: URL: http: //u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitiemetapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html
  5. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника [Электронный ресурс]: URL:http://www.science-education.ru/113-11014
  6. Толкачева Т.М. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.osu.ru/2013_5/16.pdf (Дата обращения 28.08.2018)
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2010. – 159 с.
  8. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – Москва : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.
  9. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования [Электронный ресурс] // Эйдос : Интернет-журнал / А. В. Хуторской. – 2012, № 1. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.

11. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научнометодическое пособие. – Москва : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 73 с.

поделиться в: