МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Под метапредметными необходимо понимать измеряемые способы действий, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни и способствующие его самореализации в определенной сфере деятельности.
Сущность метапредметных компетенций полнее всего может быть раскрыта посредством их классификации.
Чаще всего метапредметные компетенции классифицируют по видам универсальных учебных действий:
− личностные (самоопределение, смыслообразование и действие
нравственно-этического оценивания);
− регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция,
оценка, прогнозирование);
− познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
− коммуникативные [8].
В педагогической деятельности к метапредметным компетенциям относятся:
- ориентация учащихся в различных областях;
- общеучебные умения информационно-логического характера;
- организация собственной учебной деятельности;
- основные универсальные умения информационного характера;
- использование средств информационных и коммуникационных
технологий;
- принятие решений и управление;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Схожие виды метапредметных компетенций описаны Е.В.Ковалевой:
- основные общеучебные умения информационно-логического
характера;
- умение организации собственной учебной деятельности;
- основные универсальные умения информационного характера;
- информационное моделирование, как основной метод приобретения
знаний;
- умения и навыки использования средств информационных и
коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- формирование основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми [3].
Некоторые авторы к метапредметным относят также социальные компетенции [7] и др.
А. В. Хуторской], говоря о метапредметных компетенциях, оперирует понятиями «метапредметнное содержание» и «метапредметная деятельность» и приводит лишь конкретные примеры. На основе систематизации различных источников по данной проблеме, анализа их содержания автором были выделены следующие виды метапредметных компетенций (МК):
- Учебно-познавательные.
- Проблемно-поисковые.
- Информационные.
- Контрольно-оценочные.
- Коммуникативные.
Первые три группы МК связаны с формированием познавательных универсальных учебных действий, четвертая группа – регулятивных, пятая –личностных. Очевидно, что в реальном учебном процессе все метапредметные компетенции формируются в комплексе.
Согласно А. В. Хуторскому, учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки [10].
Перечислим некоторые учебно-познавательные МК:
− выстраивание собственной образовательной траектории (определение
последовательности учебных целей и организация их достижения);
− создание необходимых для собственного развития ситуаций и
− планирование решения учебной задачи;
− выбор методов и средств решения учебной задачи;
− получение недостающих дополнительных данных и новых способов
решения учебной задачи;
− использование общенаучных методов исследования (анализ, синтез,
аналогия и др.);
− выдвижение и проверка гипотез;
− проведение самостоятельных наблюдений и экспериментов и т.д.
Информационные МК – это компетенции, обеспечивающие навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [10]. Это:
− владение новыми информационными технологиями, понимание
диапазона их применения;
− выбор способа получения информации;
− поиск информации в различных источниках;
− систематизация, анализ и структурирование полученной информации;
− презентация информации с помощью различных информационно-коммуникационных технологий;
− критическое отношение к информации, распространяемой в средствах массовой информации (радио, телевидение, интернет) и др.
Контрольно-оценочные МК – это компетенции, направленные на выявление обучающимся уровня и динамики достижений в процессе учебной деятельности. К ним относятся:
− осуществление итогового и пооперационного контроля деятельности (чужой, своей);
− выделение критериев оценки;
− оценка результатов деятельности (чужой, своей);
− анализ и коррекция процесса и результата деятельности (чужой, своей) и др.
Коммуникативные МК – это компетенции, направленные на овладение обучающимся всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения» [6]. К ним относятся:
- осознание языка как формы выражения национальной культуры;
- знание основных понятий лингвистики речи;
- умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной
ситуации.
- знание ораторских приемов;
- навыки работы в группе;
- владение различными социальными ролями в коллективе;
- знание иностранных языков;
- владение культурой межнационального общения и т.д.
Владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, говорит о его компетентности в данной области.
ЛИТЕРАТУРА:
- Гордеева В.И. Развитие метапредметных действий при исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]: URL: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4042
- Грешилова А.В. Содержание метапредметных компетенций у студентов среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/greshilova_statya_md_0.pdf
- Ковалева Е.А. Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии [Электронный ресурс]: URL: http: //garnett.ru/10-klass/formirovanie-metapredmetnykh-kompetentcii-vprepodavanii-geografii-v-period-obnovleniia-pe/
- Колмакова В.И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся [Электронный ресурс]: URL: http: //u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitiemetapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html
- Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника [Электронный ресурс]: URL:http://www.science-education.ru/113-11014
- Толкачева Т.М. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.osu.ru/2013_5/16.pdf (Дата обращения 28.08.2018)
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2010. – 159 с.
- Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – Москва : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.
- Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования [Электронный ресурс] // Эйдос : Интернет-журнал / А. В. Хуторской. – 2012, № 1. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.
11. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научнометодическое пособие. – Москва : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 73 с.