Личностно ориентированный подход в образовании

Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие всех детей с учетом их личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных); образовательных потребностей, расположение учащихся по однородным группам: возможностям, профнаправлению, а также отношение к любому ребёнку как к неповторимой индивидуальности

 В настоящее время многие педагоги и психологи уделяют значительное внимание изучению и внедрению в процесс образования и воспитания личностно-ориентированного подхода. Это не случайно. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена требованием общества формирования в человеке не социально-типичного, а индивидуального, позволяющего ребёнку оставаться самим собой. Это во-первых. А во-вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а это требует применения педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности.

В этой огромной теме можно выделить лишь один, очень важный вопрос «Особенности личностно-ориентированного урока», так как урок – основная форма организации обучения.

Сущность личностно-ориентированного образования – взаимодействие учителя и ученика:

 - помощь ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей заложенных  в нём;

 - заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания;

 - взаимопонимание, общение и сотрудничества;

 - сохранение индивидуальности, творчество как личная позиция в деятельности.

Вывод: Реализацию этих функций нельзя осуществлять в условиях командно-административного стиля отношения учителя к ученикам.

 

Позиция педагога личностно-ориентированного образования:

 - видеть перспективы развития личностного потенциала ребёнка и умение стимулировать это развитие;

 - отношение к ребёнку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по желанию и выбору;

 - опора на интересы каждого ребёнка в учении.

Содержание личностно-ориентированного образования:

Оно призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определённой системой знаний, освоить способы их решений.

Содержание личностно-ориентированного образования  включает в себя:

  1. введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
  2. формировать у учащихся разнообразные способы деятельности, творческие способности;
  3. обеспечить самопознание, формирование жизненной позиции.

В личностно-ориентированном образовании главным является личностный компонент. Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Так может быть только тогда, когда педагог умеет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

Выделяют несколько групп таких условий:

  • межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит его общение, с педагогами, с одноклассниками. Степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии, уровень сплочённости ученических групп.
  • Приоритетные методы преподавания, умения, ориентация на коллективные, индивидуальные способы обучения, степень учёта интересов и способностей учащихся.
  • Способы и степени взаимодействия учителя с коллективом учащихся.
  • Возможность выбора учеником содержания обучения уровня и методов его усвоения.

Что же обеспечивает личностно-ориентированная направленность урока?

  1. Стимулирование учащихся:
  • уважительное отношение к самостоятельности мнения и выводам учащихся;
  • создание ситуации выбора;
  • организация индивидуальной деятельности;
  • стимулирование учащихся к выборам и самостоятельной работе.
  1. Создание условий для проявления и развития индивидуальности учащихся:
  • опора на личностный опыт;
  • принятие своеобразия мнений учащихся;
  • создание ситуаций, позволяющих учащимся проявить собственные способности.
  1. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников:
  • развитие мотивации учащихся;
  • создание условий для освоения учащимися компонентов учебной задачи, самоконтроля и самооценки;
  • повышение степени самостоятельности в учебной деятельности учащихся;
  • поощрение инициативы учащихся.
  1. Знание и учёт психофизиологических особенностей учащихся:
  • выбор методических приёмов соответствия с возрастными особенностями учащихся;
  • использование проблемных заданий;
  • обеспечение дозированности помощи взрослого.
  1. Ориентация на развитие внутренних мотивов учащихся:
  • обучение целеполаганию;
  • создание ситуации успеха;
  • создание ситуации нравственного выбора;
  • помощь в создании мотивов собственных действий, поведения.
  1. Ориентация на развитие познавательных способностей:
  • организация проблемных ситуаций;
  • поощрение творческой активности;
  • использование сюжетно-ролевых игр, анализ ситуации;
  • разнообразие методов и приёмов;
  • повышение доли учебных знаний, творческого характера.
  1. Организация равноправного партнёрского общения:
  • организация сотрудничества учителя и учащегося;
  • приоритет диалога в учебной деятельности;
  • организация сотрудничества учащихся между собой.
  1. Обеспечение обратной связи:
  • обучение учащихся самооценки;
  • открытость учителя и учащихся;
  • возможность задавать вопросы, пожелания учащихся;
  • откликаться на эмоции учащихся.

Личностно-ориентированный подход определяется:

  1. ориентиром на самостоятельный поиск;
  2. выявляет и учитывает склонности учащихся;

 3.использование дидактического материала, варьирующееся для учащихся с разной успеваемостью;

  1. сложность материала выбирается учащимися и варьируется учителем;
  2. свобода выбора ребёнком различных форм обучения;
  3. оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;
  4. изучение и формирование творческой деятельности;
  5. создание ситуаций, позволяющих учащимся проявлять собственные способности;

Функции педагога в личностно-ориентированном процессе.

  1. Учитель-собеседник: способности и умения педагога центрироваться на ученике, озабоченность интересами ребёнка, готовность поддержать беседой.
  2. Учитель-исследователь:

 - умение проводить анализ диагностики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого ученика, готовность поддержать;

 - умение использовать в процессе обучения психодиагностических методов, что способствует получению информации о развитии учащихся.

  1. Учитель как человек, создающий условия для учения:

 - создаёт комфортные условия для развития ребёнка;

 - строит взаимоотношения с учащимися на безоценочном положительном принятии ребёнка, открыто выражая свои чувства.

  1. Учитель как эксперт.

 - вовлечь учащихся в сферу своих интересов;

 - быть консультантом.

 

Вывод:

  1. Главная задача педагога – ученик должен суметь преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
  2. Личностно-ориентированный процесс обучения предоставляется каждому учащемуся, опираясь на его способности, интересы, субъективный опыт, возможности реализовать себя в учёбе, поведении.

    Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образования связан с тем, чтобы дойти до каждого ученика, создать условия для самовыражения личности учащегося, содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой самореализации своих возможностей.

    Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

   А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

    Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:

-  использование субъектного опыта ребенка

-предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору

-реализация детского творчества

-информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.

    На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель- эксперт, консультант.

 Основные принципы личностно - ориентированного подхода:

- самоактуализации

-индивидуальности

-субъектности

-выбора

 творчества и успеха

- доверия и поддержки.

Используемые методы:

-Диалога

-Игровые

-Рефлексивные

-Педагогической поддержки

-Диагностические

-Создания ситуации выбора и успеха

    Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь школьникам в формировании  основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

    На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация.

- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить, выучить стих)

- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью

   Не секрет что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.

    Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо если у ребенка есть возможность выбора заданий  по своим силам. Для этого используется поуровневые  задания. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью сложности. Задания составлены так, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Для достижения цели могут использоваться карточки.

1 ур. – закрепляет базовые знания

2 ур- повышенной сложности

3 ур- творческий (мини-сочинение, исправь ошибки, развитие логического мышления, развитие речи)

     При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня).

    Целесообразность  поуровневого  обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации  образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

  -  темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями учащегося

    В начале каждой темы дан теоретический материал, но это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов.  Нельзя давать научный материал как догму. Перед подачей и в период закрепления надо провести подготовленную работу, где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения.

 -  происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и ученика.

      Учитель формирует проблему, ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения. При этом всегда учитель поощряет собственную точку зрения учащихся, оригинальный замысел, т.е. постоянное создание ситуации успеха.

 - учителем ученику предоставляется возможность выбора работы

Основные различия уроков

Традиционный урок

 1.Целеполагание.

Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.

  1. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — учитель. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!
  2. Деятельность ученика: ученик — объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель — дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.
  3. Отношения «учитель-ученик»

субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается к каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик — лицо второстепенное.

 

Личностно- ориентированный урок

  1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний — результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке — постоянный диалог: учитель-ученик.

2.Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

  1. Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
  2. Отношения «учитель-ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Заключение

     Школа - единственный социальный институт, призванный раскрыть индивидуальность каждого ученика в ее уникальности, неповторимости с учетом законов развития. Только школа как коллектив профессионалов может и должна определить индивидуальность каждого ученика, ответить на вопрос «каков я», дать компетентные рекомендации ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития.  Уникальность ситуации состоит в том, что школа – единственный социальный институт, через который проходит каждый человек в наиболее ответственный для него период своего возрастного и личностного развития.