Компетентностный подход
До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность».
Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».
Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков для успешной деятельности в определенной области. Конкретное наполнение понятия "компетенция" связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Таким образом, определено пять ключевых компетенций, которыми "должны быть оснащены специалисты.
Компетентностный подход – это совокупность:
- целей образования
- отбора содержания образования
- организации образовательного процесса
- оценки образовательных результатов
Компетентностный подход – подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного (5 групп выполняют самостоятельно, распределяя предложенные варианты по колонкам, далее – обсуждение):
Основания для сравнения |
Традиционный подход |
Компетентностный подход |
1.Цель обучения |
Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования |
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
2.Основная формула результата образования |
«Знаю, что» |
«Знаю, как» |
3.Характер образовательного процесса |
Репродуктивный: что нового узнал |
Продуктивный (практика и самостоятельная работа), чему научился |
4.Содержание учебных программ |
Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга |
Программы по отдельным предметам являются элементами образовательной программы школы (включаются межпредметные связи) |
5.Отбор учебного материала |
Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу?» |
Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности (индивидуализация образовательных маршрутов) «С помощью чего учу?» |
6.Доминирующий компонент процесса |
Контроль |
Практика и самостоятельная работа |
7.Технологии |
Формы и методы соответствуют запланированной цели, т.е запланированным ЗУнам |
Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку. |
8.Характер контрольных процессов |
Статистические методы оценки учебных достижений |
Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения) |
9.Результат |
ЗУНЫ |
Ключевые компетенции |
Учащийся должен быть способен эффективно действовать не только в учебной деятельности, но и в других сферах. Он должен уметь решать проблемы, которые являются актуальными для школьников.
Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:
- Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
- Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
- Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
- Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
- Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
- Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
- Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций.
Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций, которыми школа должна вооружить молодежь:
- познавательная компетенция;
- социальная компетенция;
- коммуникативная компетенция;
- информационная компетенция.
Поскольку компетенции – это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.
Учебные компетенции.
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- выбирать условия проведения наблюдения или опыта;
- выбирать необходимое оборудование и приборы;
- владеть измерительными навыками;
- описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать о результатах своего исследования, в том числе с использованием компьютерных средств и технологий.
- иметь опыт восприятия картины мира.
- связывать воедино и использовать отдельные части знания.
Исследовательские.
- Получение и обработка информации.
- Обращение к различным источникам данных и их использование.
- Организация консультации с экспертом.
- Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
- Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности
Социально-личностные.
- критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
- видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
- оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, потребителя, покупателя.
- понимать произведения искусства и литературы; владеть культурными нормами и традициями.
- владеть эффективными способами организации свободного времени.
- действовать в сфере трудовых отношений.
Коммуникативные.
- Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
- Дискутировать и защищать свою точку зрения.
- Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках.
- Выступать на публике.
- Самовыражать себя в литературном произведении.
- Читать графики, диаграммы и таблицы данных.
Информационные.
- владеть навыками работы с различными источниками информации: справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет.
- самостоятельно искать и извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передовать её.
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
- владеть навыками использования информационных устройств.
- применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии.
Личностно-адаптивные компетенции.
- Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
- Придумывать новые решения.
- Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
- Быть упорным и стойким перед трудностями.
- Быть подготовленным к самообразованию и самореализации.
Здоровьесберегающие.
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде.
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: природных и социальных.
- позитивно относиться к своему здоровью.
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи.
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
Мастерство учителя заключается не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить учащемуся тот или иной материал, а именно в умении создать такую учебную ситуацию, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний.
При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.
Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:
1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. Учащийся сам ставит цель или участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Сформулировать цель деятельности – трудная задача для многих взрослых людей, а для учащегося тем более. Поэтому можно сформулировать цель и сначала написать ее карандашом, а затем (в процессе работы) вернуться и откорректировать ее, написав окончательный вариант. Ещё один принцип компетентностного подхода - диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?» Учащийся должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит:
- Содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
- теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
- практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
- воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.
- Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенций, определение логики нового содержания образования).
- Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.
3-й этап – выбор формы организации образовательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.
Основные характеристики творческого урока:
- Исследовательский метод и вид деятельности.
- Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока.
- Многообразие подходов и точек зрения.
- Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.
Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения. Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учащихся.
При выборе методов обучения для реализации компетентностного подхода, особое внимание мы уделяем тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность и развитию инициативы и ответственности. Происходит переосмысление позиций учителя, который становится в большей степени «координатором» и «наставником», чем непосредственным источником знаний. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что учащийся выступает как партнёр в процессе обучения.
При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимущественными могут считаться те, что ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией.
Преимущественными формами проявления самостоятельности учащегося в учебной деятельности считают следующие формы: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация).
Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств.
Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности.
4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
И на заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции
Итак, компетентностный подход позволяет:
- повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся;
- облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» (Л.С.Выготский)
- разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.