Дидактические требования к организации оценки знаний

Целенаправленность контроля предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей оценки знаний исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения

Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество оценки знаний учащихся.

Систематичность, т. е. регулярность проведения контроля на протяжении всего процесса обучения, на всех этапах овладения знаниями, умениями и навыками. Причем в младших классах рекомендуется проверять знания, умения и навыки каждого уче­ника почти на каждом уроке, так как уровень сознательности учащихся еще невысокий, произвольность усвоения и умение учиться недостаточно развиты.

Всесторонность оценки знаний учащихся, которая означает, что контроль должен раскрыть правильность и сознательность знаний, действенность – умение оперировать усвоенными знаниями в новой ситуации, прочность их усвоения, полноту (объем) знаний и уме­ние правильно выразить их в речи. Достижению систематичнос­ти и всесторонности контроля содействует объединение на ряде уроков контроля с изучением нового учебного материала и его закреплением. Важно проверять, контролировать не только ко­нечный результат работы, но и сам ход ее выполнения, сам про­цесс овладения знаниями, умениями, навыками, что имеет ис­ключительно важное значение в обучении  школьников.

Индивидуальность контроля заключается в том, что знания, умения и навыки каждого ученика нужно проверить по-разному. Одни учащиеся нуждаются в предварительном контроле, дру­гие – в текущем, так как отличаются неустойчивым вниманием, рассеянностью, третьи – в итоговом контроле, так как, быстро и легко схватывая материал, затрудняются в его запоминании и воспроизведении, в оперировании им и т. д. Таким образом, на­мечаются своеобразные группы учащихся, учитывая индивиду­альные особенности которых учитель создает индивидуальный режим контроля. Это имеет очень важное значение для дости­жения успеха в обучении.

Основными методами контроля знаний учащихся являются устный опрос, письменные работы.

Устный опрос.

Устный опрос может быть фронтальным, когда на вопросы учителя дают краткие ответы многие ученики класса и, как пра­вило, с места, и может быть индивидуальным, когда на вопрос учителя обстоятельно отвечает один ученик.

При проведении устного опроса учитель стремится прове­рить, насколько сознательно учащиеся овладели учебным мате­риалом, и, кроме того, вовлечь по возможности всех учеников а активную работу. Следует чаще предлагать вопросы, требующие объяснения, до­казательства, сравнения, предлагать нетрафаретные задания, особенно задания, требующие применения знаний и умений к решению жизненных задач.

Устный опрос как метод проверки имеет определенные до­стоинства. Содержание ответа, интонация, с которой отвечает ученик, темп, в котором он говорит, словарный запас — все это дает ясное представление об уровне знаний учащегося. Устный опрос позволяет реализовать принцип индивидуального подхо­да: задавать по мере надобности дополнительные, наводящие вопросы, содействует развитию связной речи учащихся, мышле­ния. Однако устный опрос имеет и недостатки. Он требует много времени. Кроме того, задав определенные вопросы одному уче­нику, учитель уже не может задать их другому, так как послед­ний может припомнить и повторить ответ своего товарища. Все это ограничивает возможность проверить большое количество учащихся. После устного опроса не остается никакой документации — вопросы учителя и ответы учащихся нигде не фиксируют­ся. Это лишает учителя возможности сравнивать ответы разных учащихся на один и тот же вопрос, ответы одного и того же уче­ника, данные им в разное время.

Эти недостатки устного опроса в значительной степени устра­няются при проверке овладения учебным материалом путем письменных работ.

Письменные работы.

Применяя метод письменных работ, учитель может один и тот же вопрос задать группе учащихся или всем учащимся, и это дает ему возможность выяснить и проверить знания одно­временно у большого числа учеников и установить, как они спра­вились с тем или иным заданием. Кроме того, письменные рабо­ты позволяют учителю сравнивать знания, умения и навыки уча­щихся и делать соответствующие выводы о качестве знаний, их развитии. И, наконец, письменные работы требуют меньше вре­мени. Однако они имеют и существенный недостаток: учитель не всегда уверен в том, что все учащиеся правильно поняли задание контрольной работы, при этом он не может оказать учащимся необходимой помощи. Поэтому учителю следует использовать как устный опрос, так и письменные работы.

Самостоятельные письменные работы проводятся с целью те­кущего и итогового контроля знаний, умений и навыков. При теку­щем контроле самостоятельные работы невелики по объему, со­держат задания в основном по той теме, которая изучается в это время. Контроль в этом случае тесно связан с процессом обу­чения на уроке, подчинен ему. При итоговом контроле самосто­ятельная письменная работа обычно больше по объему и на ее выполнение отводится больше времени.

 

Содержание и форма заданий контрольной работы определя­ются особенностями учебного предмета, а также особенностями проверяемого материала.

Каждая письменная самостоятельная работа проверяется учителем. При этом учителю совершенно необходимо учесть ошибки, допускаемые каждым учеником в каждой работе. Учет основных пробелов в знаниях и умениях учащихся дает возмож­ность учителю проводить как специальную работу над типичны­ми ошибками со всем классом, так и индивидуальную работу с детьми по исправлению ошибок, что способствует предупрежде­нию неуспеваемости.

Проверка и оценка знаний учащихся на уроке – завершающий этап обучения.

Основная цель этой составной части урока – определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика проведения. Если учитель обнаруживает неудовлетворительные знания у значительной части учащихся, он стремится внести те или иные изменения в организацию и методику учебной работы, совершенствовать урок. Если же пробелы в знаниях носят индивидуальный характер, учитель организует дополнительную работу с отдельными учащимися. 

Дидактические цели проверки знаний.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков по предмету сводятся к следующему:

а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований;

б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока;

в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.

С целью формирования основ материалистического мировоззрения в процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих представлений и понятий всего класса, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперед в процессе усвоения учебного материала. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое воспитательное значение.

Необходимо помнить, что нужно сочетать все виды проверки, отдавая на том или ином уроке наибольшее предпочтение одному из них, исходя из цели урока, его содержания и методов работы.

поделиться в: