ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.
Как патронатный воспитатель Вы можете:
- навещать ребенка в учреждении;
- принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
- дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
- поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
- принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.
Как стать патронатным воспитателем
Шаг 1. Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, обратитесь в отдел образования Щучинского райисполкома с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.
Шаг 2. Отдел образования Щучинского райисполкома сделает запросы в компетентные органы (орган внутренних дел, суд), оценит Вашу правоспособность к приему ребенка, организует и проведет обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.
Шаг 3. По истечении 15 дневного срока с момента Вашего обращения в отделе образования Щучинского райисполкома, получите заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка. Этот документ будет подготовлен на основании сведений об условиях жизни Вашей семьи, отраженных в акте, а также данных, полученных от компетентных органов, характеризующих Вашу правоспособность к приему ребенка на патронатное воспитание.
Шаг 4. Имея заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, обратитесь к руководителю учреждения (в ближайший детский дом, приют, школу-интернат) с целью определить ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком, сведения о котором Вы получили с помощью портала DADOMU.BY или по иным жизненным обстоятельствам (к примеру, Ваш ребенок учится в одном классе с ребенком из детдома. Дети дружат, и Вы хотите пригласить мальчика из детдома к себе на дачу в период летних каникул и т.п.).
Шаг 5. Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует информация о ребенке, познакомьтесь с ним лично, побеседуйте с ним, установите контакт. Оцените и проанализируйте всю информацию об особых потребностях ребенка. Задайте себе вопрос: сможете ли вы удовлетворять эти потребности, не будет ли это для Вас затруднительным? К примеру, ребенок имеет аллергическую реакцию на определенные продукты питания или книжную пыль. Не лишним будет узнать это и подумать, сможете ли Вы обеспечить ребенку безопасные условия пребывания.
Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком. Возможно, у ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание - это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка – найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление или опека, попечительство для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.
Шаг 6. Если Вы наладили хороший контакт с ребенком, приняли решение стать его патронатным воспитателем, - сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.
Шаг 7. Администрация учреждения побеседует с ребенком и выяснит его мнение о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения будет заключен договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.
Теперь Вы - патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности:
- патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.
- По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.
- Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:
- один экземпляр договора патронатного воспитания;
- копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;
- сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.
Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.
Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание.
Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях:
- заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком;
- совершения ребенком административных правонарушений или преступлений;
- нарушения прав и законных интересов ребенка;
- самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.
Шаг 8. Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать положение ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в Вашей семье комфортно и безопасно, Вашу семью могут навестить работники учреждения, чтобы узнать, как живется у Вас ребенку. Разумеется, педагоги, работающие с ребенком, поинтересуются, как он провел время в Вашей семье и оценят, можно ли и в дальнейшем рассчитывать на Ваши услуги в качестве патронатного воспитателя.
Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых вопросов Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную социальную и психолого-педагогическую помощь.
Плюсы патронатного воспитания:
- Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, у которого нет иных возможностей воспитываться в семье.
- Возможность для ребенка сознательного возраста приобрести опыт жизни в семье, получить подготовку к самостоятельной жизни.
- Возможность для ребенка поддерживать родственные связи, шанс вернуться в биологическую семью.
Минусы патронатного воспитания:
- Ребенок от посещения семьи патронатного воспитателя может ожидать чего-то большего (например, надеяться, что патронатный воспитатель его усыновит, примет в семью навсегда). Пребывая в «подвешенном состоянии» дети совершенно особым образом ведут себя в семье патронатного воспитателя: могут «беспричинно» грустить (все радуются, что пошли в парк развлечений, а ребенок из детдома не разделяет всеобщего веселья… Это связано с тем, что над ребенком дамокловым мечом висит скорая перспектива возвращения в детдом, расставания с радушной и веселой семьей).
- Ребенку болезненно возвращаться обратно в детдом после весело проведенных «семейных каникул» или «семейных выходных». После возвращения в будни детдома ребенок может тяжело переживать. Поэтому лучше организовывать патронатное воспитание для ребенка, который осознает «временность» пребывания в семье и сознательно согласен пусть на такой небольшой, но шанс побывать в семье.
- Принимая ребенка в своей семье временно, взрослые от души хотят развлечь ребенка, дать сиротке то, чего он лишен в детдоме. «Выплескивание» взрослых, благотворительствующих радостью и весельем, не идет на пользу воспитанию ребенка. От такого беззаботного пребывания в семье у ребенка создается впечатление, что семья – это не взаимные обязанности, совместная и личная ответственность, постоянная взаимная забота друг о друге, труд на благо семьи, а лишь круглосуточное веселье, праздники и предпраздничная суета. Всё это затрудняет процесс социализации ребенка, укрепляя в его сознании «вывернутую» модель семьи.