КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО» ТЕМА: «МОЯ РЕСПУБЛИКА»
Программные задачи:
-углублять представления воспитанников о национальных символах (герб, флаг,гимн)
-формировать умение отличать белорусские национальные символы от символов других стран, конкретизировать представления детей о своей стране, о достопримечательностях Беларуси;
-упражнять в суффиксальном словообразовании при определении места жительства людей по названию местности (в Минске – минчане, Могилеве – могилевчане и т.д.);
-формировать навыки понимания белорусской речи (перевод слов), развивать объяснительную форму высказывания;
-закреплять представления детей о белорусских народных игрушках, природных национальных символах;
-развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, речь;
-воспитывать любовь и интерес к родной стране, уважение к государственной символике.
- Организационный момент.
Здравствуйте красивые и нежные девочки- беларусочки! Здравствуйте сильные и смелые мальчики - белорусы!
Будем знакомиться – я - директор туристического агентства «Непоседа - тур» и предлагаюсегодня стать его сотрудниками, ведь вы самые умные и находчивые ребята. Вы согласны?(Да)Нашему агентству дали важное поручение. Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, что здесь изображено? Это спортивный горнолыжный комплекс Раубичи, который находится в нашей стране. Как вы думаете, какими видами спорта здесь можно заниматься? (Лыжный спорт, сноуборд и т.д.) Ребята совсемнедавно в Раубичах проходил соревнование по биатлону - чемпионат Европы. На чемпионат приехало очень много людей из разных стран – и спортсменов и болельщиков.Они решили остаться, и нам с вами поручили провести для них экскурсию по Беларуси и как можно больше о ней рассказать.
Ход занятия:
- В каждой стране есть свои национальные символы. Какие символы Республики Беларусь вы знаете? (Герб, гимн и флаг) Я предлагаю Вам из символов разных стран выбрать наш белорусский герб и белорусский флаг – обведите их карандашом. Так, белорусские национальные символы вы знаете. Обратите внимание на флаг. Из каких цветов он состоит? (Красный, белый, зеленый). Что обозначает красный цвет? (красный - знак победы и счастливой жизни).Что обозначает зеленый? (добро и мир, богатую природу).Сбоку на белом фоне выложен узор? Вы узнали, что за узор? (белорусский орнамент).
Обратите внимание на герб. Что расположено в его центре? (территория нашей страны). Чем она освещена? (восходящими лучами солнца). Земной шар обозначает, что наша Республика – одно из государств мира.Как вы думаете, что обозначает звезду? (Обозначает победу)А что обрамляет наш герб? Венок из спелых колосьев ржи, обвит красно-зеленой лентой, с одной переплетен розовыми цветами клевера, с другой – голубыми цветами льна. Когда спортсмены занимают призовые места и поднимаются на педьестал почета, всегда звучит гимн страны победителя.И на этих соревнованиях звучал гимн нашей страны, когда спортсмены одержали победу. Предлагаю его прослушать. А слушать мы его будем сидя или стоя? (стоя). Ведь мы должны проявлять уважение к нашему национальному символу. Предлагаю встать. Музыку нашего гимна написал композитор Нестор Соколовский. (Прослушивают гимн)
2) Ребята, спортсменам из России очень понравился наш белорусский язык.
Радзіма ў нас магутная,
Ва ўсім Сусвеце чутная.
Радзіма ў нас лагодная,
Нібы матуля родная.
А самае галоўнае:
Усе ёй дзеці — роўныя.
(Артур Вольскi)
Наш белорусский язык, он какой? (красивый, звучный, мелодичный, певучий и т.д.)Давайте познакомим российских спортсменов со словами и фразами на белорусском языке.
Предлагаювамстать моими переводчиками. Я буду говорить на белорусском языке – а вы переводить на русский.
Калi ласка – пожалуйста
Дзякуй – спасибо
Да пабачэння – досвидания
Добрай ранiцы – доброе утро
ПрывIтанне – здравствуйте, привет.
Дабранач – доброй ночи
Хлопчык – мальчик
Давайцепазнаёмiмся – давайте познакомимся
Дзяучынка – девочка
Добрыдзень – добрый день.
Как вы здорово понимаете белорусский язык.
3)Физкультминутка
Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Разводят руки в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (Качают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький дубок! (приседают)
Мы живем в одном краю - (хлопают в ладоши)
Всех я вас приветствую. (Руки на поясе, повороты влево и вправо)
Леса, реки и поля — это Родина моя. (Разводят руки в стороны)
5) Ребята, чтобы поддержать нашу команду на чемпионат приехали болельщики из всех уголков нашей страны. Из города Минска приехали минчане, из Могилева – могилевчане, Бреста – Брестчане, Гродно – гродненцы, Витебска – витебчане, Гомеля – гомельчане, Бобруйска – бобруйчане.
6) Еще приехали болельщики из других стран. Нужно показать самые интересные достопримечательности в нашей стране. Какие достопримечательности вы знаете?Переверните листы бумаги. Что перед вами? (Карта Республики Беларусь)Обратите внимание, карта разделена на 6 областей. Можете их назвать? Будем составлять экскурсионный маршрут, и размещать фотографии достопримечательности на карте нашей страны. Я размещаю на доске, вы размещаете на своей карте вместе со мной.
Начнем с самой центральной области нашей Республики, где расположена столица нашей страны. Как называется столица нашей Республики? (Минск) А область где расположен город Минск – Минская.
В минской области расположен Несвижский замок. Это очень старый и древний замок, построенный нашими предками много лет назад.
Далее мы поедем с вами в Витебскую область – здесь расположен национальный парк «Браславские озера».
Далее отправляемся в нашу родную Могилевскую область и здесь я предлагаю посетить Буйническое поле. Это памятник защитникам города Могилева во времена Великой Отечествнной войны.
Далее мы отравляемся в Гомельскую область. Здесь очень интересное место –Гомельский парково – дворцовый комплекс. Здесь расположено много старинных зданий и парк с красивой природой.
Перемещаемся с вами в Брестскую область. И здесь расположен наш национальный природный заповедник Беловежская пуща, место которое хорошо вам знакомо. Как вы думаете, чтосмогут увидеть наши гости в беловежской пуще? Да, это природный заповедник и там можно увидеть много животных и растений.
Затем последняя область – Гродненская и здесь тоже расположен красивый Мирский замок. Этот замок построен из камней, поэтому он много раз спасал белорусов от нашествия врагов и сохранился до наших дней.
Мы с вами составили экскурсионный маршрут для наших гостей.
7) А сейчас я предлагаю вам передать участникам от нас подарок в память о путешествии по стране Беларусь.Что мы можем им подарить? (Открытки, магнитики и т.д.)
Я предлагаю подарить открытки. Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Обратите внимание на флажки на ваших карандашах. У кого-то изображены васильки, у кого-то – соломенная игрушка. Подойдите к соответствующим столам.
Команда васильков – отбирает открыткис изображением природных символов нашей страны.
Команда колосков – отбирает открытки с изображением белорусских национальных игрушек.
Ребята, вы отлично справились. Давайте положим открытки в конверт и я передам его нашим гостям.
Итога занятия.
Ребята, я сейчас предлагаю присесть за столы и подвести итоги работы нашей команды туристического агентства.
Возьмите в руки карандаши. Если все задания для Вас были легкими, флажок оставляете наверху карандаша, если некоторые задания были для вас сложными – на середину карандаша, если многие задания были для вас сложными – на низ карандаша. Оцените себя и покажите мне.
Звонит звонок с телефона.
- Здравствуйте! Это туристическое агентство «Непоседа - тур»? Мы, болельщики из России, выражаем Вам благодарность. Ваш рассказ и экскурсия были очень интересными и оставили только положительные впечатления.
-Ребята, все оценили нашу работу очень высоко. И в награду я хочу вручить значки-наклейки «Гражданин Республики Беларусь» Можете наклеить их себе на кофты и все увидят, что вы любите и уважаете свою страну и гордитесь тем, что вы ее жители.
"МОЯ РОДИНА" ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Программные задачи: формировать у детей представление о Беларуси, как о родной стране, дать понятие «Малая родина»; продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям; воспитывать чувство гордости за свою малую родину, интерес к культурным традициям народа, белорусскому языку.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация города Минска, фотоизображения детского сада, карты мира, карты Беларуси, белорусской символики, Михася Дриневского, интерактивные игры, видеоролики национальных танцев, фотографии с известными местами города Лельчицы.
Предварительная работа: рассматривание фотографий с видами города Лельчицы, достопримечательностей, чтение и заучивание стихотворений, пословиц о родной стране. Ход занятия:
Звучит песня: «С чего начинается Родина». На интерактивной доске – фотография родного детского сада. (Слайд 1)
Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы с вами получили необычное задание – познакомиться с нашей родной страной и родным городом. А рассказывать о том, что узнали мы будем нашим гостям. Мне хочется, чтобы главными героями стали вы. Вы готовы мне помочь? (да!) Тогда послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем. Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Теплый вечер за окном!» В. Родина – это страна в которой мы живем. Как она называется? (Беларусь) Правильно. Расскажите, что вы знаете о Беларуси? (Ответы детей) В. Беларусь – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А какой главный город нашей страны? (Минск) — Минск – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
А зараз давайце крыху паразмаўляем на нашай роднай беларускай мове.
Мы ганарымся нашай краiнай.
Паслухайце, калі ласка верш, якi напісала беларуская паэтэса Валерыя Бароуская
Мой край Мая зямля, мой родны дом Завецца Беларуссю. Я знаю: падтваім крылом Заўсёды прытулюся. У час трывогі і бяды З табою мы адзіныя, З любоўю шчыраю заўжды Заву цябе Радзімаю.
В. Я ўжо вам гаварыла, што ў Беларусi шмат гарадоў. Хто ўспомнiць, як завецца галоўны горад нашей краiны? (Мiнск). Да, Мiнск – гэта сталiца нашай Радзiмы. Давайце разам паглядзiм, які прыгожы галоўны горад нашай Радзiмы.
(Паказ слайдаў пра Мiнск).
В. А зараз я хачу вам паказаць карту свету(міра), на якой вы пабачыце шмат розных краiн. (Слайд 1). Мары i акiяны галубога колеру, а розныя краiны – разнакаляровыя. Наша краiна на гэтай карце вельмi маленькая. А цяпер паглядзiце на карту Беларусi. (Слайд 2) Тут наша краiна вялiкая i магутная. У нас ёсць свой сцяг (флаг) (Слайд 3) i герб (Слайд 4).
В. Адкажыце мне калi ласка – якога колеру сцяг нашай Радзимы? (Адказы дзяцей).Зараз мы з вамi пагуляем у гульню «Знайдзi родны сцяг». (Слайды 5,6,7). Цяпер добра запомнiце герб нашай краiны i таксама знайдзiце яго сярод iншых (Слайды 4, 8). Малайцы, ўсе заданнi выканалi.
В. Дзецi, наш беларускi народ мае сваю культуру, традыцыi. Я хачу вам паказаць, якiя прыгожыя iвясёлыя танцы ёсць у нашай Беларусi. ( Паказ вiдеопапуры бел. нар. танцаў).
В. Хачу вас пазнаёмiць з вельмi знакамiтым чалавекам, якi нарадзiуся у нашым Лельчыцкiм раёне, зараз кiруе вядомым на увесь свет хорам, дзе артысты спяваюць i танцуюць, Мiхасём Дрынеўскiм (Слайд 8), (Паказ відэаролiка)
Фiзхвiлiнка
Выконванне танцавальных рухаў пад беларускую народную танцавальную музыку
В. Хто жадае расказаць верш на беларускай мове? (Выконванне 2-3 вершау)
Гэта таксама наша беларуская культура.
В. Ребята, наша страна огромная. Маленькому человечку- ребенку, очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для малыша Родина начинается с того, что к нему ближе всего. А для вас с чего начинается Родина? (с мамы, с семьи, с дома, в котором живем, с детского сада, в который ходим, с друзей). И где это находится? В каком городе или селе? (в городе Лельчицы).
В. Наша страна Беларусь - это наша большая Родина, а город Лельчицы - это наша малая родина (повторить с детьми). Это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное, где мы родились и растём, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь на чужой стороне. Это наш родной край, наша малая родина.
В. Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу. Я буду вам показывать фотографии, а вы называть знакомые места нашего города. (Показ достопримечательностей родного города) -А ещё у нашего города есть свой флаг.( Слайд 9). Что вы на нём видите?
-А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город). В. Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда? А именно: ваша семья, ваш дом находится в Лельчицах. Это наша малая Родина. А Лельчицы находятся в Беларуси – это большая Родина. Молодцы, ребята!
Литература:
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац.ин-т образования, 2022.
- Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска:(от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: стадыёны і спортпляцоўкі Мінска(ад 5 да 7 гадоў):учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Л.А. Горелова. – Минск: Народная асвета, 2016. – 22 с. рус. + 22 с. бел.: 26 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).