КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Трудовое воспитание детей четырех лет»

       Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет?

        Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.

        Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц.

        Труд всегда связан с работой мысли, воображения.         Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что  и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребенок непосредственно знакомится со свойствами предметов, материалов.

        Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение  доводить дело до конца, настойчивость,  ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.  

        Сам затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относиться к труду других людей.

        Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремится быть полезным окружающим.

        Что может и должен делать четырехлетний ребенок?

        Ребенок должен сам раздеваться и одеваться (застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки), аккуратно складывать и вешать одежду,  

застилать постель (с помощью взрослых ), аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы.

        Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок. Вместе со взрослыми он моет игрушки, стирает кукольное белье. По мере овладения навыками ребенок делает это самостоятельно.

        Ребенок участвует в накрывании на стол и уборке со стола. Со временем это может стать его обязанностью.

        Воспитатель предупреждает родителей, что он будет давать детям «на дом» трудовые поручения: постирать кукольное белье, помыть резиновые игрушки, подклеить разорвавшиеся книги, посадить лук и ухаживать  за ним и т.п. Задача родителей – помочь ребенку выполнить эти поручения и проверять, чтобы он не забывал о них. Родители также должны поддерживать стремление ребенка посильно помогать им в домашнем труде – этому учат в детском саду.

        Порученная ребенку работа должна быть для него посильной. Чтобы выполнить её, ребенку придется приложить усилия, но он не должен переутомляться. Лучше прервать работу, когда у ребенка еще есть желание продолжать ее, а после отдыха предложить закончить ее.

        Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает прежде всего старание ребенка, стремление сделать порученное хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему еще не совсем удалось.  

        Недопустимо наказывать трудом: «За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать». Ребенка необходимо приучить к тому, что, если он что – то разлил или, играя, занимаясь, насорил, он сам должен все убрать.

        Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой: «ты научилась быть аккуратной, - говорит мама дочке. – Теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдца».

        Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и, наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду. Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать, отмечать успехи.

Необходимо  формировать у ребенка нравственные   мотивы труда: выполнить поручение, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.

Подготовила Новик О.О.

поделиться в: