Все для уголка природы

Обеспечение экологического подхода 

Экологически правильное содержание животных – это создание для них  индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, водного, почвенного), оснащение помещения (аквариума, террариума и др.) соответствующей атрибутикой из природного материала, создание определенного температурного режима, подбор нужных кормов. 

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

- неразрывную связь живого организма со средой обитания.

- морфофункциональную приспособленность к определенным условиям среды обитания.

- появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы.

- специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов.

- многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой обитания.

Комнатные растения. Растения субтропиков и пустынь (герань и др.) нуждаются в большем количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие - обитатели тропических лесов  (например, традесканция, аспидистра, плющ, узамбарская фиалка, бегония) плохо переносит прямые солнечные лучи, их помещают в затененное место, около окон северной стороны, в простенках между окнами. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум с ящерицей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой – в прохладное и затененное место.

Растения уголка не следует располагать около открывающихся для проветривания окон, форточек, около источников отопления, так как резкие колебания температуры вредны для них.

Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом.

Клеточки с птицами держат подальше от форточек: они не выносят сквозняков.

При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.

 

 

УГОЛОК ПРИРОДЫ

В учреждении дошкольного образования  уголки природы  создаются для: 

  1. Организации деятельности детей

- постоянного общения детей с растениями и животными

- проведения интересных наблюдений за растениями и животными,

 - организации труда детей по  уходу за животными и растениями в течение всего года

- для организации игровой деятельности

- для организации экспериментальной деятельности детей.

  1. Умственного развития детей:

- в уголке природы сосредоточивают внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание

- в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы, постепенно у детей формируются  представления о животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования,  потребности, особенности строения и т.д.)

- дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности

- на основе представлений и умений, которые приобретают дети, формируется познавательный интерес  к природе

формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.

  1. Нравственного воспитания детей:

- формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость,  ответственность, добросовестность, трудолюбие  и т.д.

- формируются нравственное (бережное, заботливое, гуманное, осознанное, сознательное и т.д.) отношение к природе.

-дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным.

  1. Эстетического воспитания детей:

красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия, эстетических чувств

  1. Трудового воспитания

- формируются представления об орудиях труда по уходу за растениями и животными

- формируются навыки и умения ухода за растениями и животными 

Формирование умений, связанных с уходом

за растениями, животными уголка природы

2 младшая группа

средняя группа

старшая группа

Растения

3 - 4 комнатных растения (бальзамин, бегония вечноцветущая, аукуба, китайский розан, камелия, фуксия).

  Умения:  

-определять необходимость поливки растений по состоянию почвы;

- вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений;

 

Животные

- осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке.

- давать корм и воду животным в уголке природы (корм и вода предварительно готовятся педагогом)

Растения

4 - 5 комнатных растений (бегония-рекс, фиалка, аспидистра, агава, аспарагус и др.), 

  Умения:

- самостоятельно сажать лук, определяя при помощи условной мерки расстояние и глубину посадки;

-определять необходимость полива и рыхления почвы растений в уголке природы, правильно рыхлить растения (у комнатных растений по краям горшка);

 

Животные

- самостоятельно готовить и давать корм и воду животным (крошить, отмерять количество воды при помощи условной мерки);

- помогать педагогу менять воду в аквариуме, чистить клетки, мыть поилки, кормушки.

Растения

 5 - 7 комнатных растений (традесканция, кливия, амариллис, зигокактус (декабрист), плющ, комнатный виноград и др.).

Умения:

 - осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка, опрыскивание. 

 

Животные

 -осуществлять элементарный уход за животными: подготовка корма и кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке , млекопитающих в клетке,  пресмыкающихся, мытье кормушек, поилок, поддонов, чистка клеток, уход за аквариумом.

 

  • Игры для ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возрастас комнатными растениями

«Что изменилось»

«Найди такой же»

«Угадай растение по описанию»

«Найди растение по названию»

«Чего не стало»

«Опиши, я отгадаю»

«Продайте то, что назову»

  • Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возрастас комнатными растениями

«Отгадай, что за растение»

«Узнай растение»

«Магазин «Цветы»

Оборудование для ухода

за растениями и животными  уголка природы

В постановлении Министерства образования РБ № 50 от 24 сентября 2007  «Об утверждении перечней оборудования для учреждений,       обеспечивающих получение      дошкольного  образования» указывается, что в каждом дошкольном учреждении для организации труда в уголках природы должно быть следующее оборудование:

 

2-3 лет

4-5 лет

6-7 лет

Разновозрастная

Аквариум прямоугольный

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Сифон для доливания воды, очистки дна аквариума

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Грязечерпалка для вылавливания остатков корма со дна аквариума

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Сачок

2 шт.

2 шт.

2 шт.

1 шт.

Кормушка для рыб

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Мотыльница для кормления рыб живым кормом

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Щетка (скребок) для чистки стенок аквариума

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Оргстекло для предохранения воды от пыли

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Рефлектор для освещения аквариума и подогрева воды

1 шт.

1 шт.

   

Термометр для измерения температуры воды

1 шт.

1 шт.

   

Противень для установки растений во время мытья и опрыскивания

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Пульверизатор для опрыскивания растений

4 шт.

4 шт.

4 шт.

3 шт.

Щетка для мытья цветочных горшков

3 шт.

3 шт.

3 шт.

3 шт.

Совок для насыпания земли

2 шт.

2 шт.

2 шт.

2 шт.

Палочка деревянная для рыхления земли

7 шт.

7 шт.

7 шт.

7 шт.

Кисточка для очистки растений от пыли

2 шт.

2 шт.

2 шт.

 

Горшки для пересадки растений разных размеров, из разных материалов 

10 шт.

10 шт.

10 шт.

10 шт.

Комнатные растения (в соответствии с программой «Пралеска»)

8 видов

10 видов

15 видов

15 видов

Поддонник пластмассовый

12 шт.

12 шт.

12 шт.

12 шт.

Емкости для посева овса, посадки лука и корнеплодов на зелень

3 шт.

3 шт.

3 шт.

 

Теплица для содержания черенков комнатных растений

1 шт.

     

Лупа школьная для осмотра растений

1 шт.

     

Клетка (вольер) для содержания птиц с кормушкой, поилкой, купальницей, жердочкой

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Мерка в 1 столовую ложку для насыпания корма

2 шт.

3 шт.

2 шт.

 

Щетка-сметка и скребок для чистки дна клетки

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Емкости для хранения корма разного вида

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Сито для просеивания песка

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Клетка для содержания мелких млекопитающих животных

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Ящик для хранения песка и опилок

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Дощечки, ножи для нарезания корма животным

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

 

Терка для овощей и фруктов

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Губки жесткие для мытья поддона

3 шт.

3 шт.

3 шт.

 

Клеенка размером 2 х 2 м

2 шт.

2 шт.

2 шт.

 

Паспорт растения для воспитанников

представляет собой схематическую карточку, на которой указывается:

  1. Показатель светового режима:Показатель способа размножения:
    • тенелюбивое
    • теневыносливое
    • светолюбивое
  • Высадка растения в емкость с грунтом
  • Высадка растения в емкость с водой
  1. Показатель водного режима
  • Обильная поливка
  • Умеренная поливка
  • Редкая поливка
  • Поливка в зимнее время
  • Поливка в летнее время.
  1. Показатель способа ухода
  • Опрыскивание, рыхление и притирание листвы тряпочкой
  • Опрыскивание, рыхление и обработка листвы  кисточкой
  • Запрещается опрыскивать и поливать водой листву, стебель.

Паспорт растения для педагога

 представляет собой:

  • Фотографию растения
  • Характеристику растения

Паспорт животного

  • Фотографию животного
  • Характеристику животного

 Постоянные и временные объекты уголка природы

Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки, птицы).

Временные  — лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется  в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые)

В соответствии со сменой времен года меняется состав обитателей уголка природы, в основном за счет временных обитателей.

Осень:

В уголок переносят растения:

  • пересаженные из цветника в горшки (низкорослые астры,  бархатцы, левкои и др. цветущие растения).
  • букеты ярко окрашенных листьев деревьев и кустарников
  • овощи, фрукты, плоды
  • зацветающие вторично некоторые дикорастущие травы: одуванчик, василек, цикорий и т.д.

Зима:

  • оживление веток

Для оживления веток (появления листьев, цветов) их следует срезать не ранее чем через 3-4 мес. После опадения с них листьев, примерно в декабре-феврале. Хорошо цветут в комнате ветки яблони, вишни, черемухи, сирени, рябины, калины, боярышника. Чтобы ветки зацвели, они должны быть достаточно длинными (не короче 1 м) и не тоньше пальца и иметь цветочные почки. Если ветка выбросит много бутонов, надо снизу обрезать лишние. Срезанные ножом ветки ставят в воду. Место среза должно быть косым (ветка будет всасывать больше воды). В сосуд следует поместить несколько угольков. Лучше всего ветки распускаются в воде температура, которой 16-20 гр. Воду надо менять лишь тогда, когда она замутиться или на концах веток образуется студенистый налет. В этом случае концы веток обтирают тряпочкой и отрезают тонкий ломтик, затем вновь ставят в воду.

Для лучшего развития веток их можно подкармливать – добавить в воду 1-2 кусочка сахара, таблетку аспирина.

Работа с детьми.

Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста выбирают быстрораспускающиеся ветки тополя, на которых крупные, гладкие душистые листья, или ветки сирени. Для сравнения помещают контрастные ветки березы: листья на них маленькие, морщинистые. Ближе к весне ставят ветки черемухи, на которых распускаются цветы.  Педагог    дает задания детям понаблюдать, как будут развиваться ветки, в беседах подчеркивает, как ветки выглядели, когда их поставили в воду и когда начали распускаться листья. Дети рассматривают появившиеся листочки, трогают их поверхность, нюхают.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать кроме названных веток, ветки менее контрастные, например, липы, осины, клена, длительно за ними наблюдать. Можно поместить ветки не только с лиственными, но и цветочными почками (они более крупные и округлые). Например, ветки ивы, вербы. Перед тем как поставить растения в воду, проводится занятие, на котором дети рассматривают ветки, сравнивают их между собой, закрепляют умение узнавать разные растения, когда на них нет листьев. В результате длительного систематического наблюдения за развитием веток дети узнают, что почки набухают, сбрасывают чешуйки, из них появляются листочки, а из некоторых распускаются цветы (цветы у некоторых деревьев собраны в сережки). Свои наблюдения за ходом распускания веток дети отражают в рисунках.                

  • выращивание лука на перо

Для выращивания лука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5 см друг от друга, но можно применять и более плотную посадку. Для ускорения роста перьев рекомендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25-35 гр.) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой. В этом случае лук растет ровнее, не цветет. Кроме того, малышам лучше видно, как сажать такие луковицы – срезанной частью вверх, обе части резко отличаются друг от друга.

 Работа с детьми

Подготовка земли для зимних посадок (увлажнение, размельчение, иногда добавление песка) проводят накануне работы.

В младшем и среднем дошкольном возрасте посадка лука проводится на занятиях, в старшем дошкольном возрасте это могут выполнить дежурные или те дети, которым воспитатель дает индивидуальные поручения. Подготовленную почву заранее насыпают в ящики или коробочки, старшие дошкольники это делают самостоятельно.

  • выращивание рассады томатов, перца

К выращиванию  рассады этих огородных культур привлекаются дети старшего дошкольного возраста на занятии. Для посева педагог подготавливает ящики (стаканчики, коробочки). Старшие дошкольники наполняют их почвой самостоятельно в ходе занятия. 

Семена перед посевом проверяют на всхожесть. Это касается как семян овощных, так и цветочных культур. Для этого накануне посева кладут семена в стакан с водой: полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются. Посеянные семена особенно мелкие, нужно засыпать землей смешанной с песком или чистым песком – через него хорошо проходит вода и воздух. Для посевов нужно создать влажный микроклимат, поэтому их закрывают полиэтиленовой пленкой или стеклом, для проветривания стекло снимают несколько раз в день. Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора. Ставят посевы на самое светлое место.

Когда появятся 3-4 листочка, рассаду пикируют: из предварительно политой земли растения осторожно вынимают и отщипывают у них самый кончик главного корня – это вызовет рост боковых корней, которые распространяются в верхнем, более питательном слое земли. Пикированные растения высаживают в другие ящики на достаточном расстоянии друг от друга. Примерно через 2 недели после пикировки растения можно высадить в грунт Долго держать рассаду в помещении не следует, так как переросшая рассада плохо приживается.

  • проращивание корнеплодов

В течение зимнего периода, начиная с января-февраля, в уголке природы проращивают корнеплоды. Для посадки нужны здоровые овощи: брюква, репа, редька, морковь. Следует брать корни овощей, у которых сохранена верхняя часть, откуда обычно растут листья. Овощи засыпают землей так, чтобы едва была видна шейка. Если корнеплод не умещается в горшке, надо подрезать у него корень, место среза присыпать толченым углем.

  • проращивание кочерыжки капусты

Можно посадить кочерыжку капусты. Дети с интересом будут наблюдать за появлением плодов (стручков) с семенами. При вырезании кочерыжки из кочана капусты надо следить за тем, чтобы не обрезать сидящие вокруг почки. Каждая такая почка дает пучок листьев, стеблей и цветы. Сажают кочерыжки неглубоко (на 2-3 см) . После посадки кочерыжки дней на 10 ставят в прохладное место (температура 6-8 гр.). Когда у кочерыжки зазеленеют почки, ящик или горшок с ними надо поставить на светлое и теплое окно.

  • выгонка луковичных растений

В комнатных условиях лучшими для зимней выгонки растений являются гиацинт, тюльпан, и нарцисс.

Для выгонки выбирают крупные, здоровые, плотные и тяжеловесные луковицы. До посадки их хранят в темном сухом месте. Посадку производят в сентябре и октябре. Луковицу к гиацинта сажают так, чтобы она не возвышалась над краем горшка. Сверху горшок  с посаженной луковицей засыпают слоем земли, песка или опилок толщиной 8-10 см. Затем горшок нужно поставить в деревянный ящик или картонную коробку и засыпать землей или опилками высотой 10 см, полить водой и поставить в прохладное место при температуре 4-5 гр. При просыхании земли или песка его поливают. Примерно через 2-2,5 мес. (когда появляются беловатые ростки) горшок вынимают из ящика, освобождают от опилок или песка, помещают в комнату, предварительно закрыв плотным бумажным колпаком. Через 80-9 дней росток открывают. Через 25-30 дней гиацинт зацветает. Уход за гиацинтом, после того как он перенесен в комнату, заключается в поливе и регулярном опрыскивании листьев водой.

Луковицы тюльпана и нарцисса в августе-октябре высаживают по три штуки так, чтобы они не соприкасались. В прикопке луковицы держат 1,5-2 мес. Уход за тюльпаном в комнате такой же, как и за гиацинтом.

Весна:

  • выращивание салата, укропа, редиса

Выращивать  салат, укроп, редис лучше ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики (слой земли 8-10 см). Расстояние между рядами для салата и укропа 3-4 см, для редиса 4-5 см. Редис следует сажать по две семечки вместе. Семена укропа лучше высевать проросшими. Посеянные семена засыпают слоем песка или перегноем толщиной 1-2 см. Ящики после посева надо накрыть стеклом и поставить в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.

  • выращивание овощной рассады

Посев овощных семян для выращивания рассады производится в апреле. С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях высевают семена огурцов, капусты.

  • выращивание цветочной рассады

Посев цветочных семян для выращивания рассады производится также в апреле. На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста  высевают садовые бобы, настурции, с детьми среднего дошкольного возраста – душистый горошек, с детьми старшего дошкольного возраста высевают семена бархатцев, циннии, космеи, астры, петунии, табака душистого.

Младшие и средние дошкольники на занятиях сеют семена одних и тех же растений, осваивают один агротехнический прием: делают лунки, в которые кладут по одному семечку. Старшие дошкольники могут сеять семена разных растений, например, одни сеют циннии, другие – бархатцы. Используют уже иной прием: в ящиках делают бороздку определенной глубины и в ней выкладывают цепочкой семена на равном расстоянии друг от друга. При посеве мелких семян (например, петунии) дети осваивают и такой прием: мелкие семена смешивают с песком и высевают в неглубокую бороздку.

Лето:

  • содержание насекомых

В уголке природы можно временно содержать

- божью коровку,

- жужелицу,

- майского жука,

- бронзовку;

- из бабочек – капустницу, лимонницу, крапивницу, махаона.  Интересно наблюдать за развитием бабочек.

Содержат насекомых в садках. Ими могут служить различные банки, старые аквариумы, покрытые сверху марлей. На дно садка насыпают песок  слоем 6-7 см и ставят живые ветки в вазочках, сажают маленькие кустики луговых и садовых растений. Растения помещают в зависимости от потребностей насекомых. Для поддержания свежести растений в садке их надо периодически опрыскивать

В отдельных банках или аквариумах можно содержать водных насекомых:

- жука-водолюба,

-жука-плавунца,

- личинок ручейника

- стрекозы.

Банки закрывают марлей, иначе жук может улететь.

Личинки ручейника помещают в широкую стеклянную банку, на дне которой насыпают песок, посажены водные растения; воды наливают немного и часто ее меняют. Личинкам стрекозы нужны непроточная вода и илистый грунт с болотными растениями, поднимающимися из воды.

 Корм для насекомых

Название насекомого

Вид корма

Божья коровка

Тля

Жужелица

Мясо, маленькие насекомые

Майский жук

Листья дуба, березы, плодовых деревьев

Бронзовка

Сахар, мед, фрукты, цветы шиповника

Бабочка

Сок цветов, сахарный сироп

Гусеница бабочки

Листья растения

 

Литература:

  1. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: пособие / Л.П. Молодова. Минск, 2005.

2.Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей / Л.П. Молодова. Минск, 2001.

  1. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада / С.Н. Николаева. М., 2001.
  2. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие / С.Н. Николаева. М., 2003.
  3. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. М., 2010.
поделиться в: