Методические рекомендации воспитателям по организации предметной игровой среды в группах

 Наполняемость центров должна быть в соответствии с учебной программой дошкольного образования, Перечнем оборудования, ИМС

 

 первая младшая группа

(от двух до трех лет)

Ведущий вид деятельности – предметная деятельность. В наличии должны быть следующие игрушки:

— дидактические

— сюжетно-образные

-музыкальные

— спортивные

— игрушки- забавы; из разных материалов, разной величины, с разными свойствами ( заводные, с подвижными деталями, электрифицированные)

1.Центр познавательного развития:

— сенсорный стол

— дидактические игры

— мягконабивные напольные  дидактические игрушки: краб, божья коровка и др.

— серии картинок ( тематические альбомы )

— ростомер в виде игрушки

— координационные коврики со следами рук и ног

— подвешенные легкие игрушки для развития речевого дыхания

2.Центр развития конструкторских способностей

— крупный строительный материал

— средний строительный материал  ( деревянный, пластмассовый)

  1. Уголок двигательных игрушек

— коляски

— легковые и грузовые машины

— заводные машины

— машины на веревочках

— тележки

— каталки

— автобусы

— трамваи

— теплоход

— лодка и др.

  1. Игровой центр

— с/ ролевые игры « Дом», «Автобус», «Поликлиника»

— предметно- тематические образные игрушки : куклы, животные

— игрушки- забавы

— предметы – заменители и другой вспомогательный материал ( коробочки, дощечки и др.)

  1. Центр развития движений
  2. Экологический центр

(Смотреть перечень в памятке)

  1. Центр творчества

(Смотреть перечень в памятке)

  1. Уголок ряженья

—  зеркало

— передники

— юбочки

— косыночки

-бусы

— шляпки

-веночки

— сумочки

-пелеринки

— сундук

-куклы с комплектом одежды

  1. Уголок уединения

Организация  предметной игровой среды во второй  младшей группе

(от трех  до четырех  лет)

  1. Центр познавательно – интеллектуального развития

— игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы «Лего» и пр.

— природный материал : шишки, камешки, вода, каштаны

— элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие

— вспомогательное оборудование: воронки, лейки

— демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения

— для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастер

  1. Центр творчества

( Смотреть перечень в памятке)

  1. Экологический центр

(Смотреть перечень в памятке)

  1. Игровой центр

— с/р игры « Дом», « Магазин», «Парикмахерская», « Больница», строительные игры «Пароход», « Самолет», «Гараж» и пр.

— игры- забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке

-уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки

— уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.)

  1. Центр строительства

— крупный и средний строительный материал

— модели готовых построек

— мелкие игрушки для обыгрывания построек

Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.

  1. Уголок уединения
  2. Уголок по изучению правил дорожного движения

— элементарные макеты  дороги

— наборы машинок

— дорожные знаки

— настольно – печатные игры

— тематические альбомы с видами  различного транспорта

  1. Центр развития движений
  2. Уголок книги

(Смотреть перечень в памятке, инструктивно-методическое письмо за 2012/ 2013 уч.год)

  1. Уголок краеведения ( этнографии)

— генеологическое дерево ( бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок)

— альбомы о Речице

— иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ( стихи, сказки)

— иллюстрированные книги о белорусских городах

— кукла в белорусском  костюме

  1. Уголок дежурных

— фартуки

— щетки- сметки

— совки

—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой , к занятиям

  1. Уголок труда

— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем)

— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки

— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых

— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы

Организация  предметной игровой среды в средней   группе

(от четырех   до пяти  лет)

  1. Центр познавательно – интеллектуального развития

— игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы «Лего» и пр.

— природный материал : шишки, камешки, вода, каштаны

— элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие

— вспомогательное оборудование: воронки, лейки

— специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы

-демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения

— для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастеры

  1. Центр творчества

( Смотреть перечень в памятке)

  1. Экологический центр

(Смотреть перечень в памятке)

  1. Игровой центр

— с/р игры «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», « Самолет», «Гараж» и пр.

— игры- забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке

-уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки

— уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.)

  1. Центр строительства

— крупный и средний строительный материал

— модели готовых построек

— мелкие игрушки для обыгрывания построек

Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.

  1. Уголок уединения
  2. Уголок по изучению правил дорожного движения

— элементарные макеты  дороги

— наборы машинок

— дорожные знаки

— настольно – печатные игры

— тематические альбомы с видами  различного транспорта

  1. Центр развития движений
  2. Уголок книги

(Смотреть перечень в памятке, инструктивно-методическое письмо за 2012/ 2013 уч.год)

  1. Уголок краеведения ( этнографии)

— генеологическое дерево ( бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя)

— альбомы о Речице

— иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора                        ( стихи, сказки)

— иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки

— кукла в белорусском  костюме

— альбомы «Моя Беларусь»

— настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица»

— образцы белорусской посуды, одежды

— декоративно-прикладное искусство Беларуси

— выставка детских работ

  1. Уголок дежурных

— фартуки

— щетки- сметки

— совки

—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой , к занятиям, в экологическом центре

  1. Уголок труда

— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем)

— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки

— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых

— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы

Организация  предметной игровой среды в старшей   группе

(от пяти   до шести  лет)

  1. Центр интеллектуального развития

— игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы, настольно-печатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал  с набором схем

— тетради с заданиями  для самостоятельной деятельности, звуковые линейки, счетные лесенки

— разнообразные волчки, механические игрушки-забавы

— альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелков, фломастеров

  1. Центр творчества

(Смотреть перечень в памятке)

3.Уголок книги

(Смотреть перечень в памятке, инструктивно – методическое письмо за 2012/2013 учебный год)

  1. Экологический центр

(Смотреть перечень в памятке)

  1. Игровой центр

— с/р игры «Школа», «Ателье», «Почта», «Магазин», «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Семья», «Библиотека», «Моряки», «Космонавты», «Завод», «Ферма», «Кафе»(«Столовая»)

— предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал

— игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке

— уголок двигательных игрушек: машины, самолеты, лодки и др.

  1. Центр строительства

— конструктор большой и малый из разного материала

— модели готовых построек

— фабричный игровой материал ( для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и пр.

— модули, схемы

-открытки, чертежи построек

-фотографии зданий,  рисунки построек

— готовые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня

  1. Центр краеведения

Его содержание динамично  и зависит от темы недели.

— альбомы «Наша семья», «Наш город»( образование, культура, медицина, промышленность), «Наша область», «Беларусь» (города, костюмы, национальная кухня)

— предметы искусства

— предметы одежды и быта: традиции, обычаи, фольклор, геральдика Беларуси

— макеты города, план детского сада и др.

— куклы в национальных костюмах

— макет белорусской избы

— карта Беларуси, родного города

— портреты знаменитых людей Беларуси и пр.

  1. Уголок уединения
  2. Уголок по изучению правил дорожного движения

— макеты дороги

-макет светофора

— жезл

— наборы машинок

-дорожные знаки

— настольно-печатные игры

— тематические альбомы с различными видами транспорта

  1. Центр развития движений

11  Уголок труда

— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем)

— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки

— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых

— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы

— альбом «Наши дела» ( составляется совместно с воспитанниками на протяжении года)

12  Уголок дежурных

— фартуки

— щетки- сметки,  совки

—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой , к занятиям, в экологическом центре

  1.  Уголок мастера ( мастерская)

Предназначен для свободного экспериментирования воспитанников. Необходимо строго соблюдать правила безопасного поведения детей в данном уголке

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном дошкольном учреждении принципиально важным является понимание возможностей предметно – пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды помогает детям удовлетворить свои интересы, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В дошкольном учреждении содержательность развивающей предметно-пространственной среды, ее наполняемость отличаются индивидуальностью и творческим подходом педагогов.

 

Нормативное правовое обеспечение

  1. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» 13 января 2012 г.;
  2. Постановление Министерства образования РБ от 24 сентября2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» ( в ред. Постановления Министерства образования РБ от 04.11.2009 № 69);
  3. Учебная программа дошкольного образования. Минск, Национальный институт образования 2019 г;
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07 августа 2019 года № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований;
  5. Постановление Министерства здравоохранения РБ от 25 января 2017 года № 8 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования»;
  6. Инструктивно – методическое письмо Министерства образования РБ к 2021/2022 учебному году.

 

поделиться в: