Методические рекомендации воспитателям по организации предметной игровой среды в группах
Наполняемость центров должна быть в соответствии с учебной программой дошкольного образования, Перечнем оборудования, ИМС
первая младшая группа
(от двух до трех лет)
Ведущий вид деятельности – предметная деятельность. В наличии должны быть следующие игрушки:
— дидактические
— сюжетно-образные
-музыкальные
— спортивные
— игрушки- забавы; из разных материалов, разной величины, с разными свойствами ( заводные, с подвижными деталями, электрифицированные)
1.Центр познавательного развития:
— сенсорный стол
— дидактические игры
— мягконабивные напольные дидактические игрушки: краб, божья коровка и др.
— серии картинок ( тематические альбомы )
— ростомер в виде игрушки
— координационные коврики со следами рук и ног
— подвешенные легкие игрушки для развития речевого дыхания
2.Центр развития конструкторских способностей
— крупный строительный материал
— средний строительный материал ( деревянный, пластмассовый)
- Уголок двигательных игрушек
— коляски
— легковые и грузовые машины
— заводные машины
— машины на веревочках
— тележки
— каталки
— автобусы
— трамваи
— теплоход
— лодка и др.
- Игровой центр
— с/ ролевые игры « Дом», «Автобус», «Поликлиника»
— предметно- тематические образные игрушки : куклы, животные
— игрушки- забавы
— предметы – заменители и другой вспомогательный материал ( коробочки, дощечки и др.)
- Центр развития движений
- Экологический центр
(Смотреть перечень в памятке)
- Центр творчества
(Смотреть перечень в памятке)
- Уголок ряженья
— зеркало
— передники
— юбочки
— косыночки
-бусы
— шляпки
-веночки
— сумочки
-пелеринки
— сундук
-куклы с комплектом одежды
- Уголок уединения
Организация предметной игровой среды во второй младшей группе
(от трех до четырех лет)
- Центр познавательно – интеллектуального развития
— игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы «Лего» и пр.
— природный материал : шишки, камешки, вода, каштаны
— элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие
— вспомогательное оборудование: воронки, лейки
— демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения
— для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастер
- Центр творчества
( Смотреть перечень в памятке)
- Экологический центр
(Смотреть перечень в памятке)
- Игровой центр
— с/р игры « Дом», « Магазин», «Парикмахерская», « Больница», строительные игры «Пароход», « Самолет», «Гараж» и пр.
— игры- забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке
-уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки
— уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.)
- Центр строительства
— крупный и средний строительный материал
— модели готовых построек
— мелкие игрушки для обыгрывания построек
Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.
- Уголок уединения
- Уголок по изучению правил дорожного движения
— элементарные макеты дороги
— наборы машинок
— дорожные знаки
— настольно – печатные игры
— тематические альбомы с видами различного транспорта
- Центр развития движений
- Уголок книги
(Смотреть перечень в памятке, инструктивно-методическое письмо за 2012/ 2013 уч.год)
- Уголок краеведения ( этнографии)
— генеологическое дерево ( бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок)
— альбомы о Речице
— иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ( стихи, сказки)
— иллюстрированные книги о белорусских городах
— кукла в белорусском костюме
- Уголок дежурных
— фартуки
— щетки- сметки
— совки
— карточки учета дежурств воспитанников по столовой , к занятиям
- Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем)
— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы
Организация предметной игровой среды в средней группе
(от четырех до пяти лет)
- Центр познавательно – интеллектуального развития
— игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы «Лего» и пр.
— природный материал : шишки, камешки, вода, каштаны
— элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие
— вспомогательное оборудование: воронки, лейки
— специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы
-демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения
— для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастеры
- Центр творчества
( Смотреть перечень в памятке)
- Экологический центр
(Смотреть перечень в памятке)
- Игровой центр
— с/р игры «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», « Самолет», «Гараж» и пр.
— игры- забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке
-уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки
— уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.)
- Центр строительства
— крупный и средний строительный материал
— модели готовых построек
— мелкие игрушки для обыгрывания построек
Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.
- Уголок уединения
- Уголок по изучению правил дорожного движения
— элементарные макеты дороги
— наборы машинок
— дорожные знаки
— настольно – печатные игры
— тематические альбомы с видами различного транспорта
- Центр развития движений
- Уголок книги
(Смотреть перечень в памятке, инструктивно-методическое письмо за 2012/ 2013 уч.год)
- Уголок краеведения ( этнографии)
— генеологическое дерево ( бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя)
— альбомы о Речице
— иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ( стихи, сказки)
— иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки
— кукла в белорусском костюме
— альбомы «Моя Беларусь»
— настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица»
— образцы белорусской посуды, одежды
— декоративно-прикладное искусство Беларуси
— выставка детских работ
- Уголок дежурных
— фартуки
— щетки- сметки
— совки
— карточки учета дежурств воспитанников по столовой , к занятиям, в экологическом центре
- Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем)
— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы
Организация предметной игровой среды в старшей группе
(от пяти до шести лет)
- Центр интеллектуального развития
— игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы, настольно-печатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал с набором схем
— тетради с заданиями для самостоятельной деятельности, звуковые линейки, счетные лесенки
— разнообразные волчки, механические игрушки-забавы
— альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелков, фломастеров
- Центр творчества
(Смотреть перечень в памятке)
3.Уголок книги
(Смотреть перечень в памятке, инструктивно – методическое письмо за 2012/2013 учебный год)
- Экологический центр
(Смотреть перечень в памятке)
- Игровой центр
— с/р игры «Школа», «Ателье», «Почта», «Магазин», «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Семья», «Библиотека», «Моряки», «Космонавты», «Завод», «Ферма», «Кафе»(«Столовая»)
— предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал
— игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке
— уголок двигательных игрушек: машины, самолеты, лодки и др.
- Центр строительства
— конструктор большой и малый из разного материала
— модели готовых построек
— фабричный игровой материал ( для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и пр.
— модули, схемы
-открытки, чертежи построек
-фотографии зданий, рисунки построек
— готовые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня
- Центр краеведения
Его содержание динамично и зависит от темы недели.
— альбомы «Наша семья», «Наш город»( образование, культура, медицина, промышленность), «Наша область», «Беларусь» (города, костюмы, национальная кухня)
— предметы искусства
— предметы одежды и быта: традиции, обычаи, фольклор, геральдика Беларуси
— макеты города, план детского сада и др.
— куклы в национальных костюмах
— макет белорусской избы
— карта Беларуси, родного города
— портреты знаменитых людей Беларуси и пр.
- Уголок уединения
- Уголок по изучению правил дорожного движения
— макеты дороги
-макет светофора
— жезл
— наборы машинок
-дорожные знаки
— настольно-печатные игры
— тематические альбомы с различными видами транспорта
- Центр развития движений
11 Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем)
— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы
— альбом «Наши дела» ( составляется совместно с воспитанниками на протяжении года)
12 Уголок дежурных
— фартуки
— щетки- сметки, совки
— карточки учета дежурств воспитанников по столовой , к занятиям, в экологическом центре
- Уголок мастера ( мастерская)
Предназначен для свободного экспериментирования воспитанников. Необходимо строго соблюдать правила безопасного поведения детей в данном уголке
Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном дошкольном учреждении принципиально важным является понимание возможностей предметно – пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды помогает детям удовлетворить свои интересы, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В дошкольном учреждении содержательность развивающей предметно-пространственной среды, ее наполняемость отличаются индивидуальностью и творческим подходом педагогов.
Нормативное правовое обеспечение
- Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» 13 января 2012 г.;
- Постановление Министерства образования РБ от 24 сентября2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» ( в ред. Постановления Министерства образования РБ от 04.11.2009 № 69);
- Учебная программа дошкольного образования. Минск, Национальный институт образования 2019 г;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07 августа 2019 года № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований;
- Постановление Министерства здравоохранения РБ от 25 января 2017 года № 8 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования»;
- Инструктивно – методическое письмо Министерства образования РБ к 2021/2022 учебному году.