Познавательно-практическая деятельность детей
Консультация для молодых и начинающих воспитателей
«Основные направления организации познавательной практической деятельности с детьми»
Заместитель директора по ОД Лисай В.П.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Продолжается сенсорное развитие ребенка: ребенок знакомится с формой, величиной, цветом, массой предметов, их признаками, соотносит свойства одних предметов со свойствами других, выделяет в них общее. Действуя с предметами, он учитывает их признаки, положение в пространстве. Постепенно формируется умение сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитанники понимают и постепенно обозначают словом свойства и качества предметов, овладевают умением обобщать, решать наглядно-практические задачи.
Психические познавательные процессы в этом возрасте продолжают быть недостаточно дифференцированными. Процессы ощущения и восприятия (сенсорика), являясь ведущими, активно стимулируют развитие внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Сенсорика развивается при: активизации мелкой моторики и стимулировании тактильных ощущений; зрительного и слухового восприятия;
стимулировании обследования и различения предметов, контрастных по форме, цвету, величине;
формировании представлений о свойствах предметов в процессе активной предметной деятельности без ограничения материала по форме, цвету, величине и др.
Ребенок в образовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь и совершенствуя способы познания.
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Знакомство с предметами окружающего мира (природной и социальной среды), показ способов действия с ними, побуждение ребенка воспроизводить действия с предметами, игрушками, формирование перцептивных действий. Побуждение ребенка к переходу от манипулятивных к предметным, а затем и к орудийным действиям. Поддержка и стимулирование проявлений познавательных потребностей ребенка, опираясь на непроизвольность познавательных процессов и преобладание эмоциональности над произвольностью. Формирование умения действовать по замыслу, отсроченному от его реализации во времени.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях
Задачи развития воспитанника в деятельности:
Развивать потребность в познании окружающего мира;
интерес: к себе и миру людей, окружающей действительности; окружающим предметам;
Формировать элементарные представления о предметах ближайшего окружения, их свойствах и функциях.
Содержание
Рукотворный мир
Представления о (об):
предметах ближайшего окружения, с которыми действуют дети в повседневной жизни (предметы быта, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, продукты питания и орудия труда), и их основных свойствах, частях и деталях;
назначении предметов и действиях с ними (ложкой едят, на стульях сидят);
свойствах и качествах предметов (шубка мягкая, кубик твердый, звонкий колокольчик);
элементарных связях между предметами и человеком (одел шубу - стало тепло, включили лампу - стало светло), между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет (чашка бьется при падении, бумага рвется, обувь намокает);
Умения:
различать окружающие предметы по форме, цвету, величине, назначению, практическому использованию (для купания, кормления), узнавать и называть их;
выделять с помощью взрослого наиболее ярко выраженные качества и свойства предметов;
замечать новые свойства и качества предметов, различать и называть части или целое (игрушки-вкладыши), существенные детали предметов (у стульев ножки, у шкафа дверь);
пользоваться предметами быта, игрушками (для купания, кормления куклы и пр.) в соответствии с их назначением и свойствами, различать их;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕБЕНОК И ПРИРОДА»
Цель: формирование представлений об объектах природы ближайшего окружения на основе чувственного восприятия
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать чувство радости от общения с животными и растениями;
формировать представления о внешнем виде животных, растениях ближайшего окружения и ярких явлениях неживой природы, их ярких признаках и названиях;
воспитывать:
интерес к различным видам деятельности (игровой, трудовой, познавательной, изобразительной) в природе;
познавательное и гуманное отношение к окружающей природе.
Содержание
Неживая природа
Развивать представления о свойствах явлений и объектах природы: воды (может быть как снег и лед, прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес), песка, глины, камней и т.д.;
состоянии погоды (идет дождь, идет снег, светит солнце, дует ветер).
Умение различать состояние погоды и явления природы, состоянии погоды (идет дождь, идет снег, светит солнце, дует ветер).
Умение различать состояние погоды и явления природы.
Растения
Представления об:
отличительных признаках растений ближайшего окружения: цвет, размер листьев, цветков, плодов;
огородных культурах, плодовых растениях, их основных признаках: внешний вид, название, вкусовые качества.
Умения различать и называть:
жизненные формы растений (дерево, куст, трава);
овощи и фрукты ближайшего окружения.
Животные
Представления о (об):
животных ближайшего окружения: птицы, насекомые, звери, аквариумные рыбки;
строении животных, отдельных частях тела, размере, форме;
ярких отличительных признаках внешнего вида конкретных животных (у коровы, козы - рога, у петуха - гребешок и т.д.);
особенностях движения животных (собачка бегает, птичка летает, рыбка плавает и т.д.); звуков, издаваемых разными животными; детенышах животных.
Взаимосвязи в природе
Представление о ярких признаках сезонов (осенние листья, снег, цветение растений и т.д.). Умение замечать яркие признаки сезона.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА
Познавательное развитие
Проявляет интерес к окружающим объектам:
обращает внимание на новые объекты, следит за перемещением, реагирует на изменения в пространстве;
переходит от простой манипуляции к предметным действиям, трогает, активно изучает, разбирает, совершает разнообразные действия, соответствующие свойствам предмета (мяч катает, кубики накладывает друг на друга, машинку перемещает на колесах, ставит в "гараж"), называет предметы и действия с ними.
Задает вопросы: устанавливающие (что это? кто это?); уточняющие (а это мотоцикл?); определительные (как? какой?); причинные (зачем? почему?).
Выполняет действия: подражательные; инициативные.
Познавательная практическая деятельность становится ведущей, доставляет ребенку радость, сопровождается восторгом, удовольствием.
Основные направления организации познавательной практической деятельности с детьми 3-4 лет
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития воспитанников. От опредмечивания и предэталона (овал - как огурец) они переходят к овладению сенсорными эталонами и их количество возрастает. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление богатого сенсорного опыта воспитанников является важным условием развития образных форм психической деятельности - образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.
Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак.
Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно используются приемы поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения. Он продолжает знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательные установки "Что с ним делать?", "Что он делает?"), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (причинные, родовидовые, часть - целое и др.). Совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. Наряду с наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.
Сенсорика развивается при условии: активного совершенствования всех органов чувств посредством свободных действий с природным материалом (глиной, песком, водой и др.) и простыми безопасными инструментами (деревянными брусками, пластилином, красками и др.); активного восприятия предметов в процессе практических действий;
совершенствования умения ориентироваться в окружающем мире;
развития мелкой моторики рук путем овладения новыми предметно-орудийными действиями (использование кисточки и др.), использования мелких предметов в игре и деятельности;
формирования представлений о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах;
установления простых причинно-следственных связей между воспринимаемыми предметами и явлениями ( пригрело солнышко - растаял снег и т.п.); побуждения сравнивать, различать, называть;
Ребенок в образовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь и совершенствуя способы познания. Программным содержанием является:
развитие внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире (вопросы "Что это?", "Зачем?", "Почему?");
побуждение к "теоретическому" сотрудничеству со взрослым (совместное обсуждение событий, явлений, взаимоотношений в предметном мире), сменяющему сотрудничество практическое;
простейшее экспериментирование во всех видах деятельности;
простейшее моделирование.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Создание условий перехода от любопытства к любознательности. Расширение границы привычных обстоятельств и условий жизни (в пространстве и во времени), освоение способов действий с предметами в условиях семьи и дошкольного учреждения.
Формирование перцептивных действий.
Организация непроизвольного внимания, непроизвольного запоминания, решения задач наглядно-действенным способом, с использованием практического анализа и синтеза.
Использование сензитивного периода для развития самостоятельности, устной речи.
Содействие выходу из кризиса трех лет, переходу от предметной деятельности к игре как ведущему виду деятельности.
Активизация познавательной активности с помощью вопросов (что? кто? почему? где?). Побуждение детей задавать вопросы, решать задачи в совместной деятельности ребенка и взрослого.
Формирование диалогового мышления.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных ситуациях.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
Развивать: познавательную и эмоциональную сферы ребенка, воображение в условиях игровой, познавательной, трудовой деятельности;
интерес к предметам и материалам, познанию их особенностей, труду взрослых и его назначению;
желание активно действовать с предметами рукотворного мира в различных видах деятельности;
формировать: представления о разнообразии предметного мира, его функциях и назначении.
Содержание:
Безопасность жизнедеятельности
Представления о:
безопасных условиях окружающей среды;
том, что следует пить только чистую (желательно бутилированную) воду.
Рукотворный мир
Представления о:
предметах ближайшего окружения, с которыми дети активно действуют в повседневной жизни (игрушки, предметы быта, личные вещи, бытовая техника), их разнообразии, строении и назначении частей, из которых они созданы, качествах и свойствах этих предметов;
Умения:
видеть разнообразие окружающих предметов, познавать их свойства и качества;
устанавливать связь между качеством, свойством и назначением предмета (почему именно из этого материала сделан стул);
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕБЕНОК И ПРИРОДА»
Цель: формирование понимания разнообразия природных объектов и необходимости гуманного отношения к ним.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать:
потребность в видении красоты природы;
желание познавать природу;
формировать:
представления о:
животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их разными органами чувств;
роли света, тепла, влаги, воздуха, питания в жизни растений, животных, человека;
внешнем строении органов чувств человека и их гигиене;
умение замечать изменения, происходящие в природе;
воспитывать:
гуманное отношение ко всему живому;
желание заботиться о растениях и животных;
познавательное отношение к миру окружающей природы.
Содержание:
Неживая природа
Развивать представления об: отличительных свойствах воды (агрегатные состояния), воздуха, песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, меняет свойства под воздействием воды - становится пластичным), глины (плотная, не пропускает воду), камней и т.д.;
об основных состояниях погоды: холодно, тепло, жарко, пасмурно, солнечно, дождь, снег.
Растения
Развивать представления о строении, о потребностях в свете, влаге, тепле.
Взаимосвязи в природе
Представление о характерных признаках времен года (изменение окраски листьев, дождливая погода - осень, короткий день, мороз, снег - зима и т.д.).
Умение соотносить яркие признаки с конкретным сезоном.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА
Познавательное развитие
Проявляет интерес ко всему окружающему, стремится сам разобраться в новых явлениях, свойствах, функциях, задает много вопросов (определительные, причинные (почему? зачем? для чего?).
Осваивает новые способы познания, умственные действия, раскрывающие взаимосвязь явлений и событий.
Активно экспериментирует в практической деятельности (с водой, песком, снегом и др.).
Ребенок и природа
Проявляет доброжелательный интерес к физическим особенностям человека (части тела, лица; особенности строения глаза, уха и т.д.).
Различает и называет свойства воды, снега, льда, песка, глины, камней и т.д. (льется, лепится, гладкий и др.).
Различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений.
Различает и называет домашних и диких животных и их детенышей.
Обращает внимание на яркие сезонные проявления в мире растений и животных.
Активно участвует в уходе за растениями и животными
Основные направления организации познавательной практической деятельности с детьми 4-5 лет
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Совершенствуются психические процессы воспитанников. Наиболее ярко развитие воспитанников характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Предпосылкой этого является обогащение познавательной практической деятельности, в процессе которой дети уже могут различать довольно сложные формы предметов, выделять с помощью зрения, слуха, осязания их отдельные элементы, устанавливать пространственно-временные отношения.
В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период воспитанники осваивают представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длина, ширина, высота, толщина), пространстве, времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Они воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию, однако могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить и конструировать по схеме, решать лабиринтные задачи, предвосхищать события и действия. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. Сенсорика развивается при условии: подкрепления последовательного и системного обследования и восприятия предметов в процессе практических действий, выделения в них отдельных частей, установления соотношений между ними, словесного описания действий, свойств, качеств;
стимулирования правильного оценивания цвета, формы, величины, пространственных отношений, ритма музыкальных звуков и другого на основе знакомства с эталонами внешних признаков предметов; овладения набором эталонов формы и цвета;
развития мелкой моторики (овладение новыми предметно-орудийными действиями: использование кисточки, ножниц и др., мелких предметов в деятельности);
активного восприятия пространства, времени, движения;
формирования представлений о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах (представления об отношении части и целого, о связях основных элементов конструкции, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и др.).
Развитие наглядно-образного (как преобладающего) мышления осуществляется в условиях:
целенаправленного формирования операций мышления: сериация, классификация, обобщение, установление причинно-следственной связи на основе анализа, синтеза, сравнения и других приемов;
стимулирования умений определять причины явлений, заключающихся в свойствах самих предметов ("столик упал, потому что у него одна ножка"), самостоятельности в выполнении этих действий; поощрения умений выделять характерные признаки предметов, сравнивать их и группировать по внешним свойствам, материалу, назначению (по двум признакам одновременно);
формирования знаковой функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов), действий со словами как со знаками;
овладения наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности, умением обдумывать свой замысел в игре и продуктивной деятельности;
развития познавательных интересов, любознательности, стремления самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы ("зачем?", "почему?", "для чего?" и др.), понимания вопросов о качествах человека, их познание и оценка в области практических действий;
стимулирование интереса к детскому экспериментированию.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формирование умения рассуждать по аналогии, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Стимулирование познавательной активности, пробуждая любознательность и интерес ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Опора на эмоциональную память ребенка, его стремление к самостоятельному получению разнообразной информации, стимулирование поисковой активности. Задания на сосредоточенность и устойчивость внимания. Показ способов запоминания явлений окружающего мира, слов, действий. Перевод познавательной активности из непроизвольной в произвольную с учетом возможностей ребенка. Предоставление возможности испытать радость от узнавания нового, от решения познавательных задач.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать:
познавательные процессы и способности (воображение, пространственное мышление и т.д.);
интерес к многообразию предметов рукотворного мира, познанию их особенностей, способов использования в собственной практической деятельности; к труду взрослых по созданию окружающих предметов, истории их создания;
формировать:
обобщенные представления о предметах рукотворного мира, их общих признаках, свойствах и качествах; о взаимосвязи и зависимости их строения от назначения;
СОДЕРЖАНИЕ
Рукотворный мир
Представления о (об):
предметах рукотворного мира, качествах и свойствах, присущих предметам, материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса);
Умения:
ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира;
узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), знать их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается);
пользоваться предметами по назначению и бережно к ним относиться;
использовать приобретенные представления об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности; в условиях экспериментирования (определение свойства ткани, вкуса продуктов и т.д.).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕБЕНОК И ПРИРОДА»
Цель: формирование понимания разнообразия природных объектов и необходимости гуманного отношения к ним.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать: умения и навыки гуманного обращения с животными и растениями; желание заботиться о них;
формировать:
представления: об общих для всех живых существ признаках у человека, животных и растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение); о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств; о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека; о целостности природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой (человека, животных и растений) и неживой природы;
воспитывать:
гуманное и бережное отношение к живым существам, к их среде обитания;
стремление оберегать природу;
познавательное отношение к окружающей природе;
Содержание
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Представления о:
погодных явлениях каждого сезона: температуре, осадках, долготе дня;
свойствах воды, почвы, воздуха.
Умение замечать состояние погоды и отмечать в календаре погоды.
РАСТЕНИЯ
Представления о (об):
признаках растений как живых существ: растения двигаются (поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т.д.); растения питаются (корень всасывает воду из земли, стебель проводит воду, пищу к другим частям растения, листья улавливают свет и питают растение); растения дышат листьями, стеблем (стволом), корнями; растения "чувствуют" приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду и др.; растения растут и размножаются;
разнообразии листьев, цветков, плодов, семян растений, уникальности каждого растения;
растениях природных сообществ, созданных руками человека (огорода, сада, цветника, парка);
сезонных изменениях в состоянии растений;
отличительных признаках растений ближайшего окружения
ЖИВОТНЫЕ
Представления о (об):
разнообразии животных: дикие и домашние; хищные, растительноядные и всеядные; перелетные, зимующие и оседлые, летающие, плавающие, ползающие и т.д.;
признаках животных как живых существ: животное дышит, питается, двигается, растет и размножается; животные чувствуют приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду, опасность, заботу и др.; об уникальности каждого животного;
животных огорода, сада, парка, цветника;
сезонных изменениях в жизни животных;
отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения Умения:
различать и правильно называть достаточно большое количество животных, их характерные признаки;
соотносить животных с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк)
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Представление о функциях органов чувств человека, помогающих познавать окружающий мир.
Умение использовать органы чувств для познания объектов природы.
ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ
Представления о:
природных сообществах, созданных руками человека (огород, сад, поле, цветник, парк) и их обитателях;
правилах поведения человека в природных сообществах, созданных руками человека;
сезонных изменениях природных сообществ, созданных руками человека.
Умение обосновать необходимость соблюдения правил поведения на огороде, в цветнике, саду и т.д.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА
Социально-нравственное и личностное развитие
Знает материалы, из которых сделаны предметы (бумага, стекло, металл, резина, кожа, ткань, дерево), их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается).
Группирует предметы по существенным видовым признакам (назначению, строению).
Дифференцирует предметы одного рода, различает их и сравнивает.
Различает и называет транспорт по среде передвижения, по назначению.
Использует приобретенные знания об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности, в условиях экспериментирования.
Познавательное развитие
Проявляет любознательность, избирательность, потребность в получении знаний.
Проявляет разнообразные интересы, повышенную познавательную активность в форме разнообразных вопросов: причинных (зачем? почему? каким образом?), вопросов-гипотез ("Девочка плачет, потому что потерялась?", "А верблюд кушает хлеб?").
Ребенок и природа
Дифференцирует живые и неживые объекты природы по основным признакам (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение).
Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки.
Соотносит растения и животных с природными сообществами, созданными руками человека (огорода, сада, цветника, парка).
Замечает характерные для каждого сезона состояния неживой природы, растений и животных.
Проявляет сочувствие, сопереживание, стремление помочь живым существам.
Знает правила поведения человека в природном сообществе, созданном руками человека.
Под руководством и контролем взрослого осуществляет уход за животными уголка природы, растениями уголка природы, огорода, цветника.
Основные направления организации познавательной практической деятельности с детьми 5-7 лет
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
К шести годам у детей формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности, происходит существенная перестройка всей умственной деятельности.
- Умение управлять своим поведением оказывает определенное влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, речи, мышления, воображения. Наблюдается переход от непроизвольных форм к произвольным.
- Внимание становится более устойчивым. Продолжает развиваться распределение, переключаемость внимания. Развитию произвольного внимания способствует значимость материала, понимание важности сосредоточенности внимания для успехов в учебной и продуктивной деятельности.
- Продолжается формирование сенсорной культуры, развиваются сенсорные способности. Усвоена система общественно выработанных сенсорных эталонов и их сигнальное значение; сформированы ведущие рациональные способы обследования предметов (рассматривание, ощупывание, прислушивание, дегустация), пользуясь которыми ребенок способен обследовать любой новый объект; освоены доступные пониманию дошкольника временные и пространственные отношения, активно развиваются все виды художественного восприятия, социальная перцепция. Дети способны оценить не только свойства предметов, но и их разновидности. Они чувствуют характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различают их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет, гармонию свойств). Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Дети уверенно определяют направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях, замечают изменения в оформлении и оборудовании помещений. Закрепляются представления о последовательности времен года, усваиваются представления о времени суток ("вчера", "сегодня", "завтра").
- К семи годам дети овладевают специальными приемами мнемической деятельности, их память становится управляемой, произвольной. Дети испытывают потребность добиваться более продуктивного запоминания, поэтому они охотно и осознанно овладевают приемами смысловой обработки, упорядочивания материала - активной ориентировкой в материале, установлением конкретных связей; приемами логического запоминания: смысловым соотнесением, смысловой группировкой, выделением опорных пунктов. Вместе с тем совершенствуется и непроизвольная память. Легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес, имеющая социально ценное содержание.
- Интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных знаний. Дети начинают не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать и понимать связи и зависимости между ними (например, отношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т.д.). Рассуждают о наблюдаемых фактах, строят элементарные умозаключения. Дети, стремясь отыскать истину, получить ответы на волнующие вопросы, все чаще включаются в экспериментирование.
- Воспитанники способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить:
схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;
комплексные представления о системе признаков, которыми могут обладать объекты;
представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представление о цикличности изменений): о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, о развитии и т.д.
- Дети готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, им доступно понимание общих связей, закономерностей, принципов, лежащих в основе научных знаний в сфере живой и неживой природы, культуры, техники, человеческой деятельности и взаимоотношений. Дети обладают относительно большим запасом стабильных объективных представлений об окружающем мире и о себе, а также знаниями гипотетического характера, проявляющимися в догадках, предположениях, вопросах-гипотезах.
- В старшем дошкольном возрасте особенно ярко проявляется воображение как творческая основа многих видов деятельности: ролевой игры, рисования, конструирования, игр-драматизаций, строительных игр. Творческая активность шестилеток ярко проявляется в создаваемых ими мелодиях, танцах, стихотворениях, словотворчестве; в стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения; в выражении своего личного отношения к окружающему миру и к возможностям его преобразования. Дети с удовольствием овладевают специальными приемами создания новых образов: комбинированием, разными способами преобразования объектов. Осуществляется переход от репродуктивных форм воображения к творческим продуктивным, что позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний и негативных эмоций благодаря воображаемой ситуации). Развитие воображения находится в определенной зависимости от проведения специальной работы по его активизации.
- К семи годам, вступив на новую возрастную ступеньку, воспитанники утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, приобретают способность действовать внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией будущего учащегося. Проявляется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.
- У воспитанников формируются новообразования, дающие возможность уверенно подняться на новую возрастную ступень. Важно помочь каждому ощутить радость бытия, самоутвердиться и выразить свою индивидуальность.
- В процессе реализации учебной программы педагоги продолжают решать задачи развития психических познавательных процессов воспитанников от 5 до 7 лет в условиях освоения ими содержания всех образовательных областей.
Сенсорика развивается при условии:
стимулирования планомерного и последовательного восприятия, обследования и описания предметов и явлений на основе действий восприятия: идентификации, отнесения к эталону, моделирующих действий; подкрепления произвольных действий: поиск, рассматривание, наблюдение;
формирования сенсорных эталонов и эталонов фонем родного языка, подводящих к элементарному восприятию действительности;
обучения умению наблюдать, выделяя характерные и существенные признаки в предметах и явлениях, сравнивать и обобщать их по этим признакам;
подкрепления умений устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, а также названием предмета и его строением, материалом, из которого изготовлен предмет, его назначением и др.;
упражнения в определении материалов, из которых изготовлены предметы, на основе ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, осязательных, тактильных);
активизации наблюдательности, умения обследовать предметы, сравнивать их, видеть незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), определять изменения в расположении (спереди - сзади, направо - налево, под - над, посредине - сбоку) в двухмерном и трехмерном пространстве;
уточнения и расширения представлений о предметах и явлениях окружающей жизни и природы;
развития художественного восприятия окружающего мира;
подкрепления адекватного восприятия себя во времени, формируя самооценку и притязания ("Я могу это сделать за 5 минут", "Я был, есть, буду..." и др.);
развития психомоторных способностей ребенка (координация и соразмерность движений кисти рук и мелкой моторики, зрительно-моторная координация и др.).
Развитие наглядно-образного и словесно-логического (теоретического) мышления осуществляется в условиях:
активизации действий со знаками (словами, числами, символами, условными обозначениями и т.п.);
формирования операций мышления: классификации, обобщения, установления причинно-следственной связи; развития способности объединять предметы по общим признакам, умения составлять из частей целое, делить целое на части;
формирования умений замечать и устанавливать существенные и несущественные взаимосвязи в живой и неживой природе, обществе людей; делать простейшие индуктивные и дедуктивные выводы и умозаключения; проявлять оценочное отношение к предметному миру и миру людей; выявлять противоречия;
обучения овладению наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности (схемы-модели дети создают сами);
расширения непосредственного опыта действий ребенка с предметами, его речевых обозначений и информации о них;
подкрепления умений узнавать по описанию животных, растения, предметы и др. (отгадывание загадок);
развития гибкости и подвижности представлений ребенка, комбинаторики, осознанного усвоения действий, самостоятельности в организации деятельности;
стимулирования планирования воспитанником самостоятельной деятельности, достижения положительного результата, реализации коллективных замыслов;
обучения способам постановки общей цели в совместных играх и деятельности, ее реализации, соблюдая правила; определения способов достижения этих целей;
развития планирующей функции речи (проговаривание замысла);
стимулирования внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения, поощрения логичного и точного выражения воспитанником своих мыслей в разговоре с собеседниками, умения задавать вопросы;
повышения умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечивая охрану нервной системы и предупреждая переутомление;
формирования познавательных интересов и "интеллектуализации" эмоций;
развития самостоятельности мышления, сообразительности и наблюдательности, чувства юмора.
Развитию произвольного запоминания и свойств памяти в образовательном процессе способствуют:
подкрепление умений воспитанников самостоятельно выделять и ставить задачу запомнить (или припомнить);
увеличение объема памяти за счет расширения и активизации запаса слов, обозначающих наименования предметов, их качеств и действий;
развитие как механического запоминания и воспроизведения, так и продуктивного (смыслового);
развитие всех видов памяти: образной (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), двигательной и эмоциональной (на основе анализаторов);
развитие словесно-логической памяти с использованием приемов для запоминания: сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, по смежности, функциональные, ассоциативные и др.;
запоминание произведений искусства.
Развитие произвольного внимания, его основных процессов и свойств (сосредоточенность, устойчивость, распределение) в образовательном процессе реализуется при организации внимания речевыми средствами (напоминаниями, проговариванием плана своих действий и др.), развитии планирующей функции речи воспитанника.
Содержание программного материала решает задачи развития репродуктивного и активного творческого (продуктивного) воображения у детей:
обогащение представлений о реальном мире на основе активного восприятия, продуктивной памяти и мышления;
формирование действий воображения: создание замысла в форме наглядной модели, образа воображаемого предмета, образа действия;
подкрепление проявлений воображения как предваряющих практическую деятельность при решении познавательных задач;
обучение целенаправленной деятельности по реализации замысла;
выражение впечатлений, эмоций и чувств с помощью речи;
обогащение эмоционального опыта и развитие образности детского рассказа.
Программным содержанием, направленным на формирование способов познания у воспитанников от 5 до 7 лет, являются:
развитие познавательных мотивов и мотивов, побуждающих детей к продуктивному взаимодействию с людьми (взрослыми и сверстниками) и с окружающим миром, к практическому познанию отношений;
развитие познавательных действий детей в последовательности: вычленение явления (предмета) как отдельного целостного образования; анализ связей этого явления (предмета) с общей системой, в которую оно включено и в которой функционирует;
организация действий детей таким образом, чтобы они сами делали соответствующие выводы на основе собственного опыта;
стимулирование экспериментальной деятельности (высказывание предположения, планирование деятельности, использование специальных приборов (весы, градусник, увеличительное стекло, линейка и др.) и материалов для проверки гипотезы); формулировка вывода или умозаключения;
содействие развитию детского экспериментирования в социальной сфере (выявлению особенностей личности другого человека - взрослого и ребенка, своих возможностей);
развитие речи как средства познания и коммуникации на уровне внеситуативно-познавательного общения, использование вопросов для получения знаний;
обучение созданию и использованию символических средств для познания окружающего мира (модели, карты-схемы, планы и др.).
Речевое развитие. На шестом году жизни богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Формированию чувства языка способствует звуковой анализ слова, моделирование состава слова. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Высказывания их постепенно приобретают более последовательный характер. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Большинство детей шести лет правильно воспроизводит все звуки родного языка (шипящие, свистящие и сонорные), многие специфические звуки белорусского языка. В овладении белорусским языком становится возможным переход от понимания простых слов и предложений к воспроизведению их в активной речи. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни. Отмечается активизация интереса к сказкам, которые выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей.
Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения элементарных обязанностей у детей происходит дальнейшее развитие речи, чувств, волевых и морально-этических качеств.
На седьмом году жизни интенсивно развиваются общение и речь воспитанников. Дети практически овладевают всем богатством родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем, связной речью (диалогической и монологической). Значительно обогащается активный словарь. Возрастает интерес к смысловой стороне слова. Воспитанники употребляют слова в соответствии с их значением, стараются подобрать слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества, признаки предметов. Используют в речи видовые и родовые понятия, дифференцируют их. Звуковая сторона характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка. Развивается фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать и объединять их в слоги, различать гласные и согласные, осознанно их артикулировать). Появляется особая чувствительность к языковым формам: формируется чувство языка. Старшие дошкольники используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь). Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании и саморегулировании деятельности детей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5-6 ЛЕТ)
Развитие перцептивных умений и навыков.
Применение сенсорных эталонов в разных видах деятельности.
Развитие наблюдательности, репродуктивного и творческого воображения, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, классифицировать.
Создание условий для успешного запоминания с опорой на все виды памяти.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (6-7 ЛЕТ)
Развитие исследовательских умений.
Расширение опыта применения сенсорных эталонов.
Развитие умения находить причинно-следственные связи, использовать логические формы рассуждений (понятия, суждения, умозаключения), аналитико-синтетические умения.
Пробуждение высших познавательных чувств с опорой на непроизвольную и произвольную познавательную активность с учетом способностей и склонностей ребенка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи развития воспитанника в деятельности :
развивать: мотивы (социальные, познавательные), значимые для формирования предпосылок учебной деятельности;
формировать:
положительное отношение к себе, другим и окружающему миру;
позитивную самооценку, "Я-концепцию";
потребность в эмоционально насыщенном содержательном общении со взрослым и с детьми в игре, в различных видах деятельности;
представления о предметах рукотворного мира, их значении в жизни человека.
Рукотворный мир
Представления о (об):
предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека: игрушках, предметах домашнего обихода, технике и приборах, одежде, сувенирах;
предметах, облегчающих труд человека в быту, об общих признаках, свойствах и качествах;
истории возникновения того или иного предмета, способа действия с ним, о том, как изменились предметы
Умения:
объяснять назначение незнакомых предметов и различать их особенности (гибкий, хрупкий, прозрачный, вертящийся);
сравнивать предметы по их видовому и родовому признакам, выделяя и сопоставляя их различия и свойства; самостоятельно приходить все к новым обобщениям;
самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы;
группировать, обобщать и классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (по цвету, форме, размеру, весу, скорости передвижения, назначению, профессиональной принадлежности);
пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением, бережно к ним относиться;
видеть в предметах красоту сочетания формы, цвета, размеров и их целесообразность в практическом применении;
Развивать интерес к многообразию предметов рукотворного мира, познанию их особенностей, способов использования в собственной практической деятельности.
Ручной труд
Представление о свойствах различных материалов (бумага, ткань, солома, бросовый материал и др.), возможностях применения различных материалов для создания поделок. Умение изготавливать поделки из различных материалов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕБЕНОК И ПРИРОДА»
От 5 до 6 лет
Цель: систематизация знаний о природе (о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию); о группах растений и животных (на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой); о сезонных изменениях природы; об организме человека).
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать: чувство радости от единения с природой, осознания себя человеком, частью живой природы;
умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе;
стремление и навыки активного участия в охране природы;
формировать:
представления о (об):
объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
общевитальных признаках человека, животных и растений: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях их внутренних органов (систем);
том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.);
углублять представления о целостности и уникальности каждого природного сообщества;
воспитывать:
нравственное (сопереживание, сочувствие), эстетическое, познавательное отношение к природе;
уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живет;
внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;
ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
Неживая природа
Представления о: характеристиках каждого сезона: долготе дня, температуре воздуха, осадках, состоянии растений, животных, людей;
свойствах объектов и явлений неживой природы (свет, тепло, вода, почва - песок, камни, глина);
Земле, Луне, Солнце, звездном небе.
Умение замечать изменения погоды, природы и отмечать их в календаре природы.
Растения
Представления о (об):
дифференцированных потребностях растений в свете, влаге, тепле;
разнообразии способов размножения растений: семенами, луковицами, клубнями, листовыми и стеблевыми черенками;
растениях естественных природных сообществ (леса, луга, водоема);
сезонных изменениях в состоянии растений;
лекарственных растениях (лук, чеснок, подорожник, дуб, ромашка, смородина, малина и т.д.);
опасных для человека растениях (волчье лыко, вороний глаз, борщевик, молочай и др.);
отличительных признаках конкретных растений: 5 - 6 растений цветника (пион, георгин, хризантема, примула, маргаритка и др.), 6 - 8 растений огорода (морковь, томат, картофель, салат, укроп, петрушка, зерновые культуры, разные виды лука, чеснок, пырей, мокрица и др.), 3 - 4 растения сада (яблоня, груша, вишня, земляника и др.), 3 - 4 растения луга (ромашка, василек, смолка, колокольчик и др.), 4 - 5 растений леса (ель, сосна, орешник, черника, голубика, сон-трава и др.), 3 - 4 растения водоема (кувшинка, кубышка, рогоз, касатик, аир и др.), 6 - 7 комнатных растений (традесканция, кливия, амариллис, зигокактус, плющ, комнатный виноград и др.).
Умения:
соотносить:
типичных представителей с группами растений (деревья, кустарники, травы; овощи, фрукты);
растения с природными сообществами (лес, луг, водоем);
состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе;
осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка, опрыскивание.
Животные
Представления о:
видовых признаках групп животных: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся;
дифференцированных потребностях животных в свете, влаге, тепле, пище, жилище, защите от врагов;
приспособлениях животных к среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной);
животных леса, луга, водоема;
сезонных изменениях в жизни животных;
отличительных признаках конкретных животных: 5 - 6 животных леса (лось, зубр, барсук, кабан, жук-олень, кукушка и др.), 5 - 6 животных луга (пчела, кузнечик, стрекоза, дрофа, махаон и др.), 3 - 4 животных водоема (водомерка, жаба, комар, беззубка и др.), 3 - 4 животных сада (скворец, дрозд, тля, гусеница и др.), 3 - 4 животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (зубр, медведь, жук-олень, журавль, цапля и др.).
Умения:
соотносить:
типичных представителей с группами животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся);
животных с природными сообществами (лес, луг, водоем);
сезонные изменения в неживой природе с состоянием животных;
осуществлять элементарный уход за животными: подготовка корма и кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, пресмыкающихся, мытье кормушек, поилок, поддонов, чистка клеток, уход за аквариумом.
Организм человека
Представления о (об):
элементарном строении, функциях и защите органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества;
внутреннем строении тела человека: скелет и мышцы, сердце и кровообращение, дыхание, пищеварение;
условиях, от которых зависит здоровье человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей;
росте и развитии человека;
возрастных периодах в жизни человека и их сменах: младенец - дошкольник - школьник - взрослый - старый;
неповторимости каждого человека.
Взаимосвязи в природе
Представления о:
приспособленности растений и животных к обитанию в водной, воздушно-наземной, почвенной средах обитания;
климате в холодных краях (зима длинная, холодная; лето короткое, прохладное); в жарких краях (зимы нет, жаркое лето); в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето), о типичных обитателях разных климатических зон (по 2 - 3 животных и растения);
сезонных изменениях природных сообществ;
состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге Республики Беларусь (3 - 4 животных и растения);
правилах поведения человека в природных сообществах.
От 6 до 7 лет
Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать чувство радости от осознания себя частью живой природы;
формировать:
представления о (об):
взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
условиях, необходимых для того, чтобы живой организм был здоровым;
животных и растениях разных климатических зон;
умения и навыки разнообразной деятельности в природе;
воспитывать:
субъектное отношение к природе;
уважительное отношение к уникальности каждого живого существа;
ответственность за состояние природы ближайшего окружения; развивать стремление и навыки активного участия в охране природы.
Неживая природа
Представления о:
планете Земля и космосе: Солнце, фазы Луны, созвездия на небе и другие объекты;
свете, тепле и их источниках (солнце, огонь, электричество); свете (тепле) в жизни человека, животных, растений; воде; почве (почвенных срезах); воздухе;
сезонных изменениях в неживой природе.
Умение бережливого использования света, тепла, воды.
Растения. Животные
Представления о (об):
общности животных и растений - живой природы;
том, что каждое животное и растение неповторимо; каждое живое существо - единое целое, сохранение целостности организма - одно из условий его жизни и здоровья;
том, что здоровое животное и растение всегда красиво; нужно беречь каждое живое существо;
условиях, необходимых для того, чтобы животные и растения были здоровыми (в сравнении с собственным организмом);
том, как животное и растение дышит, питается, двигается, растет;
органах чувств у животных и растений (в сравнении с организмом человека).
Умение осуществлять дифференцированный уход за растениями и животными в соответствии с их потребностями в помещении учреждения дошкольного образования и на участке.
Организм человека
Представления о (об):
том, что человек - представитель живой природы;
элементарном строении, функциях и защите органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; получить сведения о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества;
физической уникальности каждого человека; общности со всем живым;
том, что человеческое тело имеет сложное внутреннее строение; что внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов;
том, как человек дышит, питается, двигается, растет, изменяется.
Умение соблюдать правила безопасного поведения.
Взаимосвязи в природе
Представления о:
планете Земля на географической карте и глобусе (Земля круглая, суша и водные пространства, полюса);
географических зонах;
разнообразии животных, растений на Земле; о типичных обитателях различных климатических зон (2 - 3 животных и растения).
Умение соотносить животных с климатическими зонами их обитания.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА
Познавательное развитие От 5 до 7 лет
Проявляет интерес к новым сферам окружающего мира, к умственной, поисковой деятельности.
Интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями.
Овладевает учебными умениями.
Легко переносит представления и умения в новые условия, применяет их для решения новых интеллектуальных задач, использует различные способы получения знаний, активно экспериментирует.
Ребенок и природа От 5 до 6 лет
Соотносит типичных представителей с группами животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся) и растений (деревья, кустарники, травы; овощи, фрукты).
Соотносит растения и животных с природными сообществами (лес, луг, водоем), сообществами, созданными руками человека (огород, сад, поле и т.д.), климатическими зонами.
Соотносит растения и животных со средой обитания (вода, почва, воздушно-наземная среда).
Имеет элементарные представления о внешнем и внутреннем строении и функционировании органов растений, животных и человеческого организма.
Имеет представление об общих потребностях живых организмов и дифференцированных потребностях конкретных представителей растительного и животного мира.
Соотносит сезонные изменения в неживой природе с состоянием растений и животных.
Имеет элементарные представления о свойствах предметов и явлений неживой природы.
Имеет элементарные представления о правилах поведения в природе.
Владеет навыками ухода за животными и растениями, делает это заинтересованно и доброжелательно.
Обосновывает перед другими необходимость бережного отношения к природе.
Ребенок и природа От 6 до 7 лет
Имеет представления:
о планете Земля и космосе (Солнце, фазы Луны, созвездия на небе и другие объекты); свете, тепле и их источниках (солнце, огонь, электричество);
об органах чувств у животных и растений (в сравнении с организмом человека);
о детях у животных и растений;
об условиях, необходимых для того, чтобы животные и растения были здоровыми;
о разнообразии животных, растений на Земле и типичных обитателях различных климатических зон;
об элементарном строении, функциях и защите органов чувств человека и возможностях выразить чувства, вызванные встречей с объектом природы.
Соотносит животных с климатическими зонами их обитания.
Осуществляет дифференцированный уход за растениями и животными в соответствии с их потребностями в помещении учреждения дошкольного образования и на участке.
Бережливо использует воду.