Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе экспериментальной деятельности

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Активизировать знания педагогов о значении, современных методах и приемах организации познавательной практической деятельности дошкольников.
  2. Способствовать обмену опытом работы воспитателей по созданию развивающей среды, способствующей развитию познавательных способностей дошкольников в рамках реализации задач учебной программы дошкольного образования.

Вопросы:

  1. Значение экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
  2. Современные формы, методы и приемы организации детского экспериментирования:
  3. последовательность детского экспериментирования;
  4. структура детского экспериментирования;
  5. примерная структура занятия - экспериментирования;
  6. Требования учебной программы дошкольного образования по направлению «Познавательное развитие воспитанника».
  7. Моделирование развивающей среды возрастных групп в соответствии с нормативными требованиями.

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования/М-во образования Респ. Беларусь. – Минск:НИО;Аверсэв,2013. – 416с.
  2. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.И.Смолер.-Минск: Нац. ин-т образования, 2012.
  3. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А.Панько [и др.]; под. ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. –Минск: Нац. ин-т образования, 2012.
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 09.2007 № 50 ПЕРЕЧЕНЬ средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Одним из пяти направлений  учебной программы дошкольного образования  является  направление «Познавательное  развитие  воспитанника».

Содержание  этого направления реализуется  в  образовательных областях:

  • «Ребенок и общество»
  • «Элементарные математические представления»
  • «Ребенок и природа»
  • «Развитие речи и культура речевого общения»
  • «Искусство»

Задание для педагогов 1

Какую же роль играет  детское экспериментирование в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста?  (Ответы воспитателей).

    Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

 Основная задача  учреждения дошкольного образования –  поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Содержание учебной программы  основано на признании  самоценности детства и  построено на основе  личностно-деятельностного  и культурологического подходов, в рамках которых  деятельность  наравне с обучением  рассматривается  как движущая сила психического развития ребенка (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн и др.) 

 Рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов А.Н.Белоус, Е.И.Смолер, Н.Н. Подъякова  и др. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

 Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни ребенка дошкольного возраста  является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

 Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

 После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.

 Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

 Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

 Задание для педагогов 2

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

  1. Постановка цели (развитие психических познавательных процессов и способностей, овладение  способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем  и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.).
  2. Постановка задач (развитие мыслительных процессов; развитие мыслительных операций;  освоение методов познания;  развитие причинно-следственных связей и отношений).
  3. Определение содержания (информация об объектах, явлениях и предметах)
  4. Определение мотивов (познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать")
  5. Выбор средств (язык, речь, поисковые действия).
  6. Определение формы (элементарная поисковая деятельность, опыты, эксперименты)
  7. Создание условий (постепенное усложнение, создание условий для самостоятельной  деятельности, использование проблемных ситуаций)
  8. Формулировка выводов (опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований).

 

Задание для педагогов 3

ОПРЕДЕЛИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

На доске  педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза.

Задание для педагогов: выстроить последовательность детского экспериментирования.

  1. Проблемная ситуация.
  2. Целеполагание.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Проверка предположения.
  5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (анализ результатов, результаты представляются в виде устного сообщения и в зарисовках)

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Задание для педагогов 4

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ  - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Уточнение плана исследования.
  4. Выбор оборудования, его размещение детьми для исследования.
  5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Задание для педагогов 5

Проанализируем   усложнение  задач  познавательной практической деятельности  в учебной программе дошкольного образования,  начиная с  1 младшей группы  на примере  двух образовательных областей «Ребенок и общество» и «Ребенок и природа».

 

Важной особенностью в работе педагога является организация предметно-развивающей среды, которая представляет собой обогащающий фактор  детского развития и стимулирует  проявление детской активности в деятельности.

При организации предметно-развивающей среды необходимо учитывать  деятельностно-возрастной подход. Содержание  развивающей предметной среды  должно удовлетворять  потребности как актуального,  так и перспективного развития ребенка, соответствовать его индивидуальным  способностям.

           Педагог организует  среду  таким образом, чтобы она способствовала  возникновению у детей интереса, инициативы к взаимодействию с окружающим, удовлетворению потребности в познании окружающего мира.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

Организация предметно-развивающей среды побуждающей  детей  взаимодействовать  с различными  ее элементами, повышая функциональную активность ребенка.

  • Уголок для игр с песком и водой
  • Уголок для игр с дидактическим материалом
  • Предметы: кубики-вкладыши, пирамидки, матрешки, деревянные и пластмассовые кирпичики.
  • Природный материал: шишки, каштаны, камешки, глина, песок
  • Пластилин
  • Различные виды бумаги: тонкая, плотная, цветная

 

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Разнообразие наполнения предметно-развивающей среды  помогает детям самостоятельно заняться  экспериментированием, расширить, обогатить «арсенал» предметных и орудийных действий, удовлетворить с их помощью  познавательную активность.  

Для создания и поддержания интереса к экспериментированию  и познавательной деятельности в   группе  необходимо присутствие сказочного  или игрового  персонажа,  от имени которого моделируется проблемная ситуация.

  • Бросовый материал: катушки, разного вида картон, палочки и др.
  • Природный материал: желуди, галька, песок, перья, кора, сучки, разные виды круп и др.
  • Краски: акварель, гуашь
  • Баночки с запахами (контейнеры от "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами)
  • Большие увеличительные стекла
  • Весы
  • Наборы гербариев растительности участка или территории дошкольного учреждения
  • Емкости, разные по форме и размеру
  • Мешки, крупные ракушки
  • Игровой строительный материал
  • Книги познавательного характера для младшего возраста

СРЕДНЯЯ  ГРУППА

 Организовать  предметно-развивающую  среду группы, которая помогает  комплексно обследовать предметы, развивает  первичные естественнонаучные представления: наблюдательность, любознательность, активность, способствует развитию  мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение,  наблюдение).

Для создания и поддержания интереса к экспериментированию  и познавательной деятельности в   группе  необходимо присутствие сказочного  или игрового  персонажа,  от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 

  • Бросовый материал: катушки, разного вида картон, веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки, палочки  и др.
  • Природный материал: желуди, галька, песок, перья, кора, сучки, разные виды круп,  семена бобов, фасоли, гороха и др.
  • Краски: акварель, гуашь
  • Баночки с запахами (контейнеры от "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами)
  • Большие увеличительные стекла, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»
  • Весы
  • Наборы гербариев растительности участка или территории дошкольного учреждения
  • Емкости, разные по форме и размеру
  • Мешки, крупные ракушки
  • Игровой строительный материал
  • Книги познавательного характера для среднего возраста
  • На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста.

СТАРШАЯ ГРУППА

Организация предметно-развивающей среды  стимулирующей  познавательную активность, способствующей  обогащению средств и способов познания.

 Важно при организации  среды учесть  интересы, возможности  как мальчиков, так и девочек, их пристрастия к тому или иному виду познавательной деятельности

Для создания и поддержания интереса к экспериментированию  и познавательной деятельности в   группе  необходимо присутствие сказочного  или игрового  персонажа,  от имени которого моделируется проблемная ситуация.

  • «Уголок хозяйки» (сито, щетки и др.)
  • Различные виды бумаги, в том числе и специальной
  • Разные увеличительные стекла, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», песочные часы, микроскопы
  • Весы, линейки, условные мерки, лейкопластырь и др.
  • Магниты
  • Бруски деревянных пород, алюминиевые и пластмассовые предметы, бросовый материал, уголь, сангина и др.
  • Природный материал, разные виды круп,  семян и др.
  • Баночки с запахами
  • Наборы гербариев растительности
  • Емкости, разные по форме и размеру
  • Игровой строительный материал
  • Книги познавательного характера , атласы
  • Дневники наблюдений
  • Материалы опытов и экспериментов по ознакомлению со свойствами и качествами предметов
  • «Паспорта» на живые объекты, в которых с помощью условных обозначений, рисунков указаны  сведения
  • Материалы коллекционирования детей, которые несут познавательную информацию об окружающем
  • На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям старшего  возраста (схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов)
  • серии картин с изображением природных сообществ
  • тематические альбомы ("Часы бывают разные", "Изделия из камня")
  • Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"
  • Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
  • Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
  • Уголок «Хочу знать»
  • Карточки-подсказки (разрешающие или запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ.

ПАМЯТКА

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ  - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в уголке исследования.
  6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ.

"ПЛАНИРОВАНИЕ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

 Работа с детьми данной возрастной группы направлена на знакомство с предметами  окружающего мира (природного и социального) показ способов действия с ними, побуждение ребенка воспроизводить  действия с предметами, игрушками, формирование перцептивных действий.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

  • сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах;
  • сравнивать контрастные по внешнему виду предметы;
  • активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

  • О свойствах явлений и объектах природы: воды (может быть как снег и лед, прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес), песка, глины, камней и т.д.;
  • О состоянии погоды (идет снег, дует ветер, светит солнце)

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

 Работа с детьми в данной возрастной группе  направлена на создание условий для перехода от любопытства к  любознательности. Расширение границы привычных обстоятельств и условий жизни( в пространстве и во времени), освоение способов действий с предметами

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

  • сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
  • сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - молоко, туфли - босоножки;
  • учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему идет дождь?);
  • активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

  • Об отличительных  свойствах воды (агрегатные состояния),
  • воздуха,
  • песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, меняет свойства под воздействием воды - становится пластичным),
  • глины (плотная, не пропускает воду),
  • камней и т.д.;
  • Об основных состояниях погоды: холодно, тепло, жарко, пасмурно, солнечно,  дождь,  снег.
  • О мире растений. Развивать представления о строении, о потребностях в свете, влаге, тепле.
  • Об основных состояниях погоды: холодно, тепло, жарко, пасмурно, солнечно, ветер, дождь, снег.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на формирование умения рассуждать по аналогии, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать  причинно-следственные связи. Стимулирование  познавательной активности, пробуждая любознательность и интерес ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

  • Формировать обобщенные представления о предметах рукотворного мира, их общих признаках, свойствах и качествах, о взаимосвязи и зависимости их строения от назначения;
  • Формирование обобщенных представлений  об объектах и явлениях природы

 

  Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  • О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
  • О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд).
  • О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Работа с детьми направлена на развитие перцептивных умений и навыков. Применение сенсорных эталонов в разных видах деятельности

Развитие наблюдательности, репродуктивного и творческого воображения, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, классифицировать.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

  • активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
  • классификация на основе сравнения: по длине, форме, цвету/орнаменту, материалу, плотности, фактуре.

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  • О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
  • О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
  • Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
  • О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).