РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО СОДЕЙСТВИЮ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО АДАПТАЦИИ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНЫМ НОРМАМ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО УЧЕТУ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА ПАМЯТКА О ПОДРОСТКОВОМ СУИЦИДЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОМЕТРИИ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО АДАПТАЦИИ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНЫМ НОРМАМ

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. 

Тип акцентуации: АСТЕНИЧЕСКИЙ (АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии (повышенному вниманию к своему здоровью). С детства характерны признаки невропатии (капризность, ночные страхи, заикание), повышенная утомляемость, раздражительность. Такие дети раздражаются по любому поводу, но потом быстро раскаиваются. Дети с такой акцентуацией плохо переносят поездки в общественном транспорте, быстро устают от компании. Они не стремятся к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности в себе, не проявляют инициативы. Круг друзей у них ограничен, прежде всего, из-за их внезапной раздражительности и частых «капризов».

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • неприязнь и немотивированные вспышки гнева в отношениях со сверстниками и взрослыми;
  • пугливость, раздражительность, капризность, тревожность, уныние, страхи, ипохондрия;
  • склонность к депрессии, повышенная раздражительность, плаксивость, пугливость;
  • отказ от борьбы с возникающими преградами, трудностями;
  • крайне болезненная реакция на шутку в свой адрес.

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • привлечение к труду, связанному со значительными физическими нагрузками;
  • воспитание по типу «кумир семьи»;
  • несдержанность, грубость речи в адрес подростка;
  • недопустимо воспитание в тревожной атмосфере;
  • не настаивать на участии в спортивных соревнованиях, обстановка которых может оказаться невыносимой;
  • преподавателям воздержаться от активной работы с учениками этого типа ежедневно на первом и последнем уроках, а также на протяжении всей последней четверти учебного года;
  • не задавать в классе неожиданных вопросов;
  • не требовать ответов без предварительной подготовки;
  • не допускать негативного сравнения с более успевающими одноклассниками;
  • не давать противоречивых требований;
  • не создавать условий эмоционального отвержения
  • исключить систематические высказывания сомнений в способностях подростка, так как это может крайне отрицательно сказаться на дальнейшем формировании его личности;

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • оценку деятельности давать индивидуально, акцентируя внимание на положительных моментах, аргументировано;
  • основное в позиции педагога – это терпение и искреннее сочувствие;
  • учитывать то, что психофизиологическому состоянию у астеников присущи цикличность в течение суток, недели, четверти;
  • использование для интенсивной учебной работы периодов подъема (2-3 урок, начало недели, начало и середина четверти);
  • доброжелательность, позиция снисходительности к промахам и неудачам;
  • акцентирование внимания на успех, доброжелательность и спокойствие при общении с ним, недопустимы насмешки;
  • предоставление возможности для отдыха в период утомления;
  • задания на уроках не должны содержать неверных решений, сложные задания следует разбивать на части;
  • малейшие успехи необходимо замечать и поддерживать;
  • следует создавать такие педагогические ситуации, где он мог бы проявить смелость, уверенность;
  • бывает оправданным и незначительное завышение оценки для того, чтобы вселить уверенность в возможности успешного усвоения конкретной дисциплины;
  • давать поручения, не связанные с долгосрочной ответственностью, длительностью и утомительностью.

 

Тип акцентуации: ВОЗБУДИМЫЙ (НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории (пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии) и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. Характерна также напряженность инстинктивной сферы, достигающая в отдельных случаях аномалии влечений. В интеллектуальной сфере обычно наблюдается вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всю психику. Возбудимый подросток начинает бороться за «благополучные оценки» самыми разными способами; от заискивания перед преподавателем до яростных, тяжелых конфликтов с ним.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

дисциплинированность, аккуратность, тщательность, бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пунктуальность, внимание к своему здоровью.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: 

  • озлоблен, раздражителен, конфликтен, склонен к агрессии, ревнив, эгоцентричен, жесток, склонен к садизму, к кражам, пьянству, дракам, азартным играм;
  • нарастающе-раздражителен, ищет объект, на котором можно сорвать зло, активен, гневлив, конфликтный, распущенный, демонстративно ведущий себя в общественных местах;
  • особо склонен к сексуальным преступлениям, крайне ревнив.
  • мстительность;
  • суицидальные демонстрации;
  • садистские наклонности: муки животных, избиения младших, издевательства над беспомощными;

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • заискивания перед учителями с целью получения лучших оценок – потворство учителей его капризам;
  • любые провоцирования конфликтов;
  • воспитание в условиях жестких взаимоотношений, сочетаемых с эмоциональным отвержением;
  • лидерство в компании (диктующий всем выгоду для себя);

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • у возбудимых детей происходит падение мотивации к учебной деятельности в сочетании с высокими претензиями к своим оценкам, поэтому учителям необходимо давать возможность ученику действительно заработать хорошую оценку;
  • для защиты от тирании подростка, стремящегося к власти, своевременное предупреждение и погашение деспотизма;
  • в ходе индивидуальной беседы следует апеллировать к самосознанию и самооценке своего поведения;
  • необходимо постоянное общекультурное и интеллектуальное развитие навыков общения в обществе;
  • допустимо вовлечение подростка в сотрудничество со значимыми взрослыми для достижения общей цели;
  • не провоцировать конфликты, учитывать его аффективную взрывчатость;
  • дать подростку возможность говорить;
  • постоянный контроль и руководство учебной деятельностью;
  • доброжелательная, спокойная, сдержанная манера взаимодействия;
  • уважение интересов и достоинства подростка;
  • проявление искренней заинтересованности в стоящих проблемах, стремление найти конкретное решение;
  • тренировка сдержанности, умения выслушать учителя и товарищей;
  • поэтапное выполнение учебных заданий по возрастанию, недопустимо ведение уроков с возбудимыми подростками в агрессивной манере;
  • ведение практики письменных ответов;
  • довольно действенна доброжелательная аргументация выставленной оценки;
  • поручать организацию коллективных творческих дел;
  • поручения должны соответствовать властолюбию, стремлению владеть и распоряжаться чем-либо.

 

Тип акцентуации: ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Всегда хорошее настроение, высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу.

Рекомендации педагогам по содействию адаптации учащихся

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО АДАПТАЦИИ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНЫМ НОРМАМ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО УЧЕТУ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

ПАМЯТКА О ПОДРОСТКОВОМ СУИЦИДЕ

РЕКОМЕНДАЦИИПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОМЕТРИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО АДАПТАЦИИ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНЫМ НОРМАМ

 

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. 

 

Тип акцентуации: АСТЕНИЧЕСКИЙ (АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии (повышенному вниманию к своему здоровью). С детства характерны признаки невропатии (капризность, ночные страхи, заикание), повышенная утомляемость, раздражительность. Такие дети раздражаются по любому поводу, но потом быстро раскаиваются. Дети с такой акцентуацией плохо переносят поездки в общественном транспорте, быстро устают от компании. Они не стремятся к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности в себе, не проявляют инициативы. Круг друзей у них ограничен, прежде всего, из-за их внезапной раздражительности и частых «капризов».

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • неприязнь и немотивированные вспышки гнева в отношениях со сверстниками и взрослыми;
  • пугливость, раздражительность, капризность, тревожность, уныние, страхи, ипохондрия;
  • склонность к депрессии, повышенная раздражительность, плаксивость, пугливость;
  • отказ от борьбы с возникающими преградами, трудностями;
  • крайне болезненная реакция на шутку в свой адрес.

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • привлечение к труду, связанному со значительными физическими нагрузками;
  • воспитание по типу «кумир семьи»;
  • несдержанность, грубость речи в адрес подростка;
  • недопустимо воспитание в тревожной атмосфере;
  • не настаивать на участии в спортивных соревнованиях, обстановка которых может оказаться невыносимой;
  • преподавателям воздержаться от активной работы с учениками этого типа ежедневно на первом и последнем уроках, а также на протяжении всей последней четверти учебного года;
  • не задавать в классе неожиданных вопросов;
  • не требовать ответов без предварительной подготовки;
  • не допускать негативного сравнения с более успевающими одноклассниками;
  • не давать противоречивых требований;
  • не создавать условий эмоционального отвержения
  • исключить систематические высказывания сомнений в способностях подростка, так как это может крайне отрицательно сказаться на дальнейшем формировании его личности;

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • оценку деятельности давать индивидуально, акцентируя внимание на положительных моментах, аргументировано;
  • основное в позиции педагога – это терпение и искреннее сочувствие;
  • учитывать то, что психофизиологическому состоянию у астеников присущи цикличность в течение суток, недели, четверти;
  • использование для интенсивной учебной работы периодов подъема (2-3 урок, начало недели, начало и середина четверти);
  • доброжелательность, позиция снисходительности к промахам и неудачам;
  • акцентирование внимания на успех, доброжелательность и спокойствие при общении с ним, недопустимы насмешки;
  • предоставление возможности для отдыха в период утомления;
  • задания на уроках не должны содержать неверных решений, сложные задания следует разбивать на части;
  • малейшие успехи необходимо замечать и поддерживать;
  • следует создавать такие педагогические ситуации, где он мог бы проявить смелость, уверенность;
  • бывает оправданным и незначительное завышение оценки для того, чтобы вселить уверенность в возможности успешного усвоения конкретной дисциплины;
  • давать поручения, не связанные с долгосрочной ответственностью, длительностью и утомительностью.

 

Тип акцентуации: ВОЗБУДИМЫЙ (НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории (пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии) и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. Характерна также напряженность инстинктивной сферы, достигающая в отдельных случаях аномалии влечений. В интеллектуальной сфере обычно наблюдается вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всю психику. Возбудимый подросток начинает бороться за «благополучные оценки» самыми разными способами; от заискивания перед преподавателем до яростных, тяжелых конфликтов с ним.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

дисциплинированность, аккуратность, тщательность, бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пунктуальность, внимание к своему здоровью.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: 

  • озлоблен, раздражителен, конфликтен, склонен к агрессии, ревнив, эгоцентричен, жесток, склонен к садизму, к кражам, пьянству, дракам, азартным играм;
  • нарастающе-раздражителен, ищет объект, на котором можно сорвать зло, активен, гневлив, конфликтный, распущенный, демонстративно ведущий себя в общественных местах;
  • особо склонен к сексуальным преступлениям, крайне ревнив.
  • мстительность;
  • суицидальные демонстрации;
  • садистские наклонности: муки животных, избиения младших, издевательства над беспомощными;

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • заискивания перед учителями с целью получения лучших оценок – потворство учителей его капризам;
  • любые провоцирования конфликтов;
  • воспитание в условиях жестких взаимоотношений, сочетаемых с эмоциональным отвержением;
  • лидерство в компании (диктующий всем выгоду для себя);

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • у возбудимых детей происходит падение мотивации к учебной деятельности в сочетании с высокими претензиями к своим оценкам, поэтому учителям необходимо давать возможность ученику действительно заработать хорошую оценку;
  • для защиты от тирании подростка, стремящегося к власти, своевременное предупреждение и погашение деспотизма;
  • в ходе индивидуальной беседы следует апеллировать к самосознанию и самооценке своего поведения;
  • необходимо постоянное общекультурное и интеллектуальное развитие навыков общения в обществе;
  • допустимо вовлечение подростка в сотрудничество со значимыми взрослыми для достижения общей цели;
  • не провоцировать конфликты, учитывать его аффективную взрывчатость;
  • дать подростку возможность говорить;
  • постоянный контроль и руководство учебной деятельностью;
  • доброжелательная, спокойная, сдержанная манера взаимодействия;
  • уважение интересов и достоинства подростка;
  • проявление искренней заинтересованности в стоящих проблемах, стремление найти конкретное решение;
  • тренировка сдержанности, умения выслушать учителя и товарищей;
  • поэтапное выполнение учебных заданий по возрастанию, недопустимо ведение уроков с возбудимыми подростками в агрессивной манере;
  • ведение практики письменных ответов;
  • довольно действенна доброжелательная аргументация выставленной оценки;
  • поручать организацию коллективных творческих дел;
  • поручения должны соответствовать властолюбию, стремлению владеть и распоряжаться чем-либо.

 

Тип акцентуации: ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Всегда хорошее настроение, высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: общительность, активность, оптимизм, высокий жизненный тонус, щедрость, отсутствие внутренних конфликтов.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • стремится командовать и подчинить сверстников и близких родственников своим желаниям;
  • легко завязывает отношения с лицами делинквентной направленности, способен возглавить группу подростков для совершения преступления или участвовать в групповом преступлении совместно со взрослыми;
  • недисциплинирован, склонен к риску, к ссорам с родителями, педагогами.

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • демонстрацию сверстникам смелости и превосходства, носящую престижный характер;
  • употребление любых видов алкогольных напитков;
  • легкомыслие;
  • любые нарушения этических норм;
  • раздражительность в кругу друзей и близких;
  • азартные увлечения;
  • раннюю половую жизнь.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • на уроках необходимо включение в интересную для него деятельность, особенно если эта деятельность с оттенком лидерства;
  • обучение самодисциплине, вежливости, тактичности, самообладанию, умению учитывать мнение других;
  • можно использовать в качестве активного помощника для учителей;
  • поручения в классе: бригадир, физорг, культ-организатор, организатор других творческих дел;
  • учитывать, что он отзывчив на доброжелательное отношение со стороны учителя;
  • необходимо создание условий для проявления инициативы;
  • нужна чёткая аргументация границ поведения;
  • особо важна подчеркнуто уважительная форма общения с ним;
  • допустима лишь чёткая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности подростка;
  • необходимо умелое сочетание доверия с контролем исполнения поручений;
  • поддержание высокого уровня работоспособности на уроке возможно при направлении его на поиск различных способов выполнения заданий.

 

Тип акцентуации: СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Подростков этого типа отличают чрезмерная чувствительность и высокие моральные требования к себе. В детстве они пугливы, стараются избегать чрезмерно подвижных игр, предпочтение отдают тихим играм или играм с малышами, очень замкнуты среди посторонних. Чрезвычайно привязаны к родным. У них рано формируется чувство долга, поэтому учатся они очень старательно, но побаиваются контрольных.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоуничижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. Внутренняя неуверенность в себе может компенсироваться внешней бравадой.

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ:

  • насмешки или подозрения в неблаговидных поступках;
  • недоброжелательное внимание или публичные обвинения.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • основной целью педагогической помощи является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности;
  • нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно сильна, поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности;
  • важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно, но вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым.
  • создавать ситуации, стимулирующие убежденность подростка в том, что он нужен другим;
  • необходимо дозировать нагрузки, поскольку дети с этим складом личности подвержены астенизации;
  • желательно оберегать от чрезмерно сильных впечатлений;
  • при общении противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой.

ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: работа, не требующая широкого круга общения.

 

Тип акцентуации: ИНТРОВЕРСИВНЫЙ (ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего мира неспособность или нежелание устанавливать контакт сниженная потребное в общении; характерны также сочетание противоречивых черт в личности и поведении –упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, замкнутости и внезапной, неожиданной назойливости, от застенчивости к бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений. Все это заставляет говорить об отсутствии в структуре личности интровертированного подростка «внутреннего единства». Существенной особенностью является также недостаток тонкой интуиции, эмпатии в межличностных отношениях.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

  • довольно сдержанны,
  • всегда придерживаются собственных убеждений.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • утонченно чувствителен, но замкнут, склонен к одиночеству, от которого же и страдает;
  • любит подчеркивать свою независимость;
  • тяжело переживает свою изолированность;
  • отгорожен от окружающего мира, неспособен устанавливать контакты;
  • холоден и чувствителен одновременно, назойлив, бестактен, упрям;
  • склонен к чрезмерным антипатиям, неспособен к сопереживанию.

 

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • интроверсированным подросткам можно поручать любые виды поручений;
  • чрезвычайно важно суметь включить его в выполнение поручений, требующих взаимодействия с другими;
  • необходимо обеспечивать их активное участие в урочной деятельности, где главное для него – добросовестность и исполнительность;
  • преподаватель должен в случае «ухода в себя» легко вернуть подростка к учебной деятельности (визуальная, тактильная стимуляция, вопрос);
  • не следует запрещать увлечения, которые отличаются постоянством и необычностью (чтение, коллекционирование);
  • преподаватели должны замечать способности и успехи подростка такого типа в той или иной дисциплине и рекомендовать родителям развивать эти способности;
  • не нужно удивляться сниженному видимому интересу к противоположному полу (хотя истинное половое влечение часто весьма напряжённо);
  • гиперболизированные способности в одном направлении делают личность односторонней, тем более что у этих подростков заметно отмечается отставание психомоторики (для развития моторики необходимо включать подростка в спортивные занятия, особенно в игровые виды спорта);
  • преподавателям следует проявлять терпение к его «чудачествам», что является сущностью его противоречивой натуры;
  • в качестве воспитательных воздействий при совершении проступков целесообразно применять методы убеждения, поощрения, проявлять обходное движение, просьбу, поддерживать успех, демонстрировать доверие.

 

Тип акцентуации: ИСТЕРОИДНЫЙ (ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ:

Главная черта этого типа – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой.

Желание привлекать к себе взоры, становится насущной потребностью.

Ярко выраженная тенденция к вытеснению неприятных для него фактов и событий, лживость, фантазирование и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, хорошие организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность (хотя истероид быстро выдыхается после выплеска энергии).

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • чувствительны к невниманию, потери комфорта;
  • склонность к интригам и демагогии;
  • лживость и лицемерие;
  • задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей);
  • учет только собственных желаний;
  • явно завышенная самооценка;
  • обидчивость (когда задевают его лично).

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие;
  • ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны окружающих людей, а тем более сознательного игнорирования его личности (потребность привлечь к себе внимание может привести к попытке самоубийства);
  • критика достижений, таланта или способностей;
  • ограничение круга общения, вынужденное одиночество;
  • ситуации нелепого или смешного положения;
  • разоблачение, особенно публичное, его вымыслов, а тем более их высмеивание.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Для установления контакта необходимо дать подростку почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Учитывая повышенную потребность во внимании, нужно найти формы, в которых эта потребность могла бы успешно удовлетворяться.

Взаимодействие с подростком должно быть ровное, спокойное, деловое, без особого выделения. Исключить атмосферу обожания, необоснованного признания. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно – только за реальные достижения и способности.

Игнорировать всяческие попытки уклониться (например, используя болезнь) от работы.

ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами, актерская деятельность.

 

Тип акцентуации: ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП.

 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Главная черта лабильного типа – резкая смена настроений в зависимости от ситуации. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Лабильные подростки – «люди настроения» и от настроения у них все зависит. Лабильному типу свойственна преданная дружба, от друга они ждут понимания и способности выслушать их, когда им хочется «поплакаться в жилетку». Друг у таких подростков обычно бывает один. Похвала им совершенно не вредна, – она не приводит к заносчивости. Велика потребность в сопереживании.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: общительность, добродушие, чуткость и привязанность, искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого настроения).

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • круто меняет настроения, постоянно нуждается в эмоциональной поддержке;
  • возможно возникновение аффективных вспышек по ничтожному поводу, однако быстро сменяет гнев на милость, бурные эмоции проявляет без агрессии;
  • беспредельно эгоцентричен, ненасытен жаждой внимания к себе;
  • не собран, лжив, склонен к приукрашиванию себя;
  • имеет склонность к позёрству, к суицидальным демонстрациям;
  • при трудностях в обучении склонен к «уходу в болезнь», ленится учиться;
  • имеет склонность к бродяжничеству, побегам из дому;
  • может демонстративно отрицать общепринятые нормы поведения.

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • явную несправедливость, порицания, выговоры, грубость, упрёки, бестактность в его адрес;
  • любые его наказания;
  • безразличие, антипатию;
  • жесткие взаимоотношения, маятниковое, противоречивое воспитание;
  • длительные разлуки с близкими, друзьями;
  • унизительные нотации (даже правильные) со стороны взрослых.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • преподаватели должны создавать обстановку доброжелательности, тепла, комфортный психологический микроклимат в классном коллективе;
  • в большинстве случаев они способны на глубокую и искреннюю привязанность к родным, друзьям, любимым, они отзывчивы на понимание, поддержку и доброту;
  • иногда достаточно доверительного, ласкового разговора, чтобы вдохнуть в подростка новые силы;
  • частое позитивное одобрение, простая похвала способна поднять настроение, так как лабильный подросток нуждается в искреннем сопереживании;
  • именно учителя должны учить подростков этого типа умениям преодолевать трудности, погашать чувство обиды;
  • важно работу на уроке обеспечить в спокойной доброжелательной обстановке, поощрять деятельность лабильного ученика позитивным оцениванием его усилий;
  • воспитательные воздействия на учеников-правонарушителей: психологическая поддержка, просьба, проявление внимания, заботы, доброты, ласковый упрек, помощь в организации учебной деятельности;
  • задание на уроке следует давать в форме просьбы, выражая уверенность в их обязательном исполнении;
  • эти подростки очень верны в любви и дружбе, интуитивно чувствуют симпатию к себе и стараются ответить тем же;
  • если учитель желает эффективно воздействовать на подростка этого типа, он должен общаться с ним добротой и лаской.

 

Тип акцентуации: НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Характеризуется безволием, которое отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей. В поиске развлечений также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. В детстве отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом.

Обычно у них нет желания учится. Только при непосредственном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.    

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: открытость, быстрота переключения в делах и общении, любопытство, общительность, доброжелательность.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • склонен к групповым правонарушениям, пьянству;
  • не способны к трезвой оценке собственных действий;
  • к будущему равнодушны;
  • может совершать совершенно немотивированные проступки;
  • склонен к совершению групповых преступлений.

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • нахождение в тёмное время суток на улицах, в чужих подъездах и т.п.;
  • общение с лицами делинквентной направленности;
  • получение лёгких впечатлений, развлечений, пустых наслаждений;
  • безнадзорность;
  • попустительство;
  • праздность и безделье;
  • употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • преподаватели должны помнить, что подростки данного типа не любят учиться, чего не скрывают, любят развлечения, азартные игры;
  • нужна система контрольных мер на занятиях, в семье проверяться результативность учебы;
  • в учёбе не проявляют усердия, поэтому над ними должен осуществляться постоянный контроль;
  • каждый преподаватель должен знать неустойчивых подростков, чтобы контролировать деятельность их на уроках;
  • контроль выполнения домашних заданий, готовность к работе на уроке;
  • неукоснительное соблюдение режима дня, исключение возможного появления неконтролируемого свободного времени подростка;
  • одновременно с контролем учитель должен оказывать этому подростку дополнительную помощь, создавать спокойную обстановку на уроке, оценивать не только результат его успеваемости, но и старание.

 

Тип акцентуации: ПЕДАНТИЧНЫЙ (ТРЕВОЖНО-ПЕДАНТИЧЕСКИЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений.

Страхи и опасения тревожно-педантического подростка целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному, в его будущем: как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого, как бы не произошло непредвиденного несчастья с ним самим, а еще страшнее – с теми близкими, к которым он обнаруживает страстную, почти патологическую привязанность. Нерешительность часто приводит к гиперкомпенсации в виде неожиданной самоуверенности, безапелляционности в суждениях, утрированной решительности и скоропалительности действий как раз в тех ситуациях, когда требуется осмотрительность и осторожность. Происходящие после этого неудачи еще больше усиливают нерешительность и сомнения.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: не конфликтны, очень дружелюбны, надежны и не боятся критики.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • сильно опасается за совершённые правонарушения;
  • склонен к лидерству в группе правонарушителей;
  • нетерпелив, не умеет выждать нужный момент, утрированно решителен;
  • тревожно мнителен;
  • постоянный страх за себя и своих близких «футуристического» характера;
  • симбиотическая привязанность к матери или другому родственнику (неосознанный поиск защиты).

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • делегирование ему дополнительную ответственность, поскольку это может вызвать нервно-психический срыв;
  • неконструктивное разрешение с ним недоразумений;
  • условия эмоционально-бедных отношений, тревожно-мнительную атмосферу, ситуации повышенной социальной ответственности, завышенные поручения, требования, ожидания;
  • создание атмосферы недоброжелательности.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • преподавателями эти подростки обычно воспринимаются как послушные и исполнительные, но в условиях спокойной, четко регламентированной работы, не требующей инициативы, такой подросток чувствует себя хорошо;
  • необходимо формировать уверенность а своих силах не только оценкой, но и похвалой, не эксплуатировать повышенную ответственность;
  • для профилактики противоправного поведения этих подростков необходимо в общении с подростком избегать наказания и запугивания, поощрять его активность и самостоятельность;
  • преподаватели должны формировать на уроках обстановку спокойствия, уверенности в достижении учебных целей, желательно давать подростку этого типа время на подготовку, не ставить его в неожиданную ситуацию;
  • проявление доброты, забота, поддержка; поощрение адаптивных проявлений, организация успеха в деятельности; ласковый упрек, обходное движение – главное в тактике общения учителя с учеником данного типа.

 

Тип акцентуации: ЦИКЛОИДНЫЙ (ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. В детстве циклоиды ничем не отличаются от сверстников, но с наступлением подросткового возраста у них возникает первая субдепрессивная фаза (субдепрессия – это маловыраженная депрессия, для которой характерны склонность к апатии, вялость, ощущение, что все валится из рук). В этот период циклоиды начинают тяготиться обществом и компанией, у них резко снижается работоспособность. Серьезные неудачи в период субдепрессии могут вызвать аффективную реакцию и суицидальные попытки.

Субдепрессивная фаза может длиться 2-3 недели, после чего настроение повышается, циклоиды становятся по поведению гипертимами и начинают наверстывать упущенное в период субдепрессивной фазы.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: инициативность, жизнерадостность, общительность в периоды хорошего настроения.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • уязвим к перемене места жительства, учебы, потере друзей;
  • душевные волнения страстны, лишены полутонов в эмоциях и чувствах;
  • переживает за совершённые проступки повышенно-искренне;
  • склонен к особой грубости, гневу, тяжело переживает из-за мелких неприятностей;
  • склонен к суициду в период непереносимого чувства одиночества, беспомощности.

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • навязчивость и чрезмерное демонстративное внимание;
  • чрезмерные требования;
  • коренную ломку жизненных стереотипов;
  • укоры, упреки, обвинения в его адрес о неполноценности, ненужности;
  • эмоциональные перегрузки, выполнение напряженной работы в течение длительного времени;
  • быстрое изменение условий и образа жизни;
  • однообразность жизни.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • важную роль в жизни подростка этого типа может сыграть преподаватель, которому он сможет «открыть душу», облегчит свои душевные переживания в ходе беседы;
  • преподаватели могут давать им поручения: член редакции стенгазеты, член клуба или кружка, ответственный за учебный кабинет;
  • нужно обучение самоконтролю за своим состоянием, самодисциплине, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятия по душе;
  • важную роль в проведении профилактической работы с подростком данного типа может сыграть психолог.

 

Тип акцентуации: СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Подростков этого типа отличают чрезмерная чувствительность и высокие моральные требования к себе. В детстве они пугливы, стараются избегать чрезмерно подвижных игр, предпочтение отдают тихим играм или играм с малышами, очень замкнуты среди посторонних. Чрезвычайно привязаны к родным. У них рано формируется чувство долга, поэтому учатся они очень старательно, но побаиваются контрольных.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоуничижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. Внутренняя неуверенность в себе может компенсироваться внешней бравадой.

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ:

  • насмешки или подозрения в неблаговидных поступках;
  • недоброжелательное внимание или публичные обвинения.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • основной целью педагогической помощи является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности;
  • нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно сильна, поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности;
  • важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно, но вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым.
  • создавать ситуации, стимулирующие убежденность подростка в том, что он нужен другим;
  • необходимо дозировать нагрузки, поскольку дети с этим складом личности подвержены астенизации;
  • желательно оберегать от чрезмерно сильных впечатлений;
  • при общении противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой.

ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: работа, не требующая широкого круга общения.

 

Тип акцентуации: ИНТРОВЕРСИВНЫЙ (ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего мира неспособность или нежелание устанавливать контакт сниженная потребное в общении; характерны также сочетание противоречивых черт в личности и поведении –упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, замкнутости и внезапной, неожиданной назойливости, от застенчивости к бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений. Все это заставляет говорить об отсутствии в структуре личности интровертированного подростка «внутреннего единства». Существенной особенностью является также недостаток тонкой интуиции, эмпатии в межличностных отношениях.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

  • довольно сдержанны,
  • всегда придерживаются собственных убеждений.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • утонченно чувствителен, но замкнут, склонен к одиночеству, от которого же и страдает;
  • любит подчеркивать свою независимость;
  • тяжело переживает свою изолированность;
  • отгорожен от окружающего мира, неспособен устанавливать контакты;
  • холоден и чувствителен одновременно, назойлив, бестактен, упрям;
  • склонен к чрезмерным антипатиям, неспособен к сопереживанию.

 

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • интроверсированным подросткам можно поручать любые виды поручений;
  • чрезвычайно важно суметь включить его в выполнение поручений, требующих взаимодействия с другими;
  • необходимо обеспечивать их активное участие в урочной деятельности, где главное для него – добросовестность и исполнительность;
  • преподаватель должен в случае «ухода в себя» легко вернуть подростка к учебной деятельности (визуальная, тактильная стимуляция, вопрос);
  • не следует запрещать увлечения, которые отличаются постоянством и необычностью (чтение, коллекционирование);
  • преподаватели должны замечать способности и успехи подростка такого типа в той или иной дисциплине и рекомендовать родителям развивать эти способности;
  • не нужно удивляться сниженному видимому интересу к противоположному полу (хотя истинное половое влечение часто весьма напряжённо);
  • гиперболизированные способности в одном направлении делают личность односторонней, тем более что у этих подростков заметно отмечается отставание психомоторики (для развития моторики необходимо включать подростка в спортивные занятия, особенно в игровые виды спорта);
  • преподавателям следует проявлять терпение к его «чудачествам», что является сущностью его противоречивой натуры;
  • в качестве воспитательных воздействий при совершении проступков целесообразно применять методы убеждения, поощрения, проявлять обходное движение, просьбу, поддерживать успех, демонстрировать доверие.

 

Тип акцентуации: ИСТЕРОИДНЫЙ (ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ:

Главная черта этого типа – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой.

Желание привлекать к себе взоры, становится насущной потребностью.

Ярко выраженная тенденция к вытеснению неприятных для него фактов и событий, лживость, фантазирование и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, хорошие организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность (хотя истероид быстро выдыхается после выплеска энергии).

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • чувствительны к невниманию, потери комфорта;
  • склонность к интригам и демагогии;
  • лживость и лицемерие;
  • задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей);
  • учет только собственных желаний;
  • явно завышенная самооценка;
  • обидчивость (когда задевают его лично).

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие;
  • ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны окружающих людей, а тем более сознательного игнорирования его личности (потребность привлечь к себе внимание может привести к попытке самоубийства);
  • критика достижений, таланта или способностей;
  • ограничение круга общения, вынужденное одиночество;
  • ситуации нелепого или смешного положения;
  • разоблачение, особенно публичное, его вымыслов, а тем более их высмеивание.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Для установления контакта необходимо дать подростку почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Учитывая повышенную потребность во внимании, нужно найти формы, в которых эта потребность могла бы успешно удовлетворяться.

Взаимодействие с подростком должно быть ровное, спокойное, деловое, без особого выделения. Исключить атмосферу обожания, необоснованного признания. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно – только за реальные достижения и способности.

Игнорировать всяческие попытки уклониться (например, используя болезнь) от работы.

ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами, актерская деятельность.

 

Тип акцентуации: ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП.

 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Главная черта лабильного типа – резкая смена настроений в зависимости от ситуации. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Лабильные подростки – «люди настроения» и от настроения у них все зависит. Лабильному типу свойственна преданная дружба, от друга они ждут понимания и способности выслушать их, когда им хочется «поплакаться в жилетку». Друг у таких подростков обычно бывает один. Похвала им совершенно не вредна, – она не приводит к заносчивости. Велика потребность в сопереживании.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: общительность, добродушие, чуткость и привязанность, искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого настроения).

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • круто меняет настроения, постоянно нуждается в эмоциональной поддержке;
  • возможно возникновение аффективных вспышек по ничтожному поводу, однако быстро сменяет гнев на милость, бурные эмоции проявляет без агрессии;
  • беспредельно эгоцентричен, ненасытен жаждой внимания к себе;
  • не собран, лжив, склонен к приукрашиванию себя;
  • имеет склонность к позёрству, к суицидальным демонстрациям;
  • при трудностях в обучении склонен к «уходу в болезнь», ленится учиться;
  • имеет склонность к бродяжничеству, побегам из дому;
  • может демонстративно отрицать общепринятые нормы поведения.

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • явную несправедливость, порицания, выговоры, грубость, упрёки, бестактность в его адрес;
  • любые его наказания;
  • безразличие, антипатию;
  • жесткие взаимоотношения, маятниковое, противоречивое воспитание;
  • длительные разлуки с близкими, друзьями;
  • унизительные нотации (даже правильные) со стороны взрослых.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • преподаватели должны создавать обстановку доброжелательности, тепла, комфортный психологический микроклимат в классном коллективе;
  • в большинстве случаев они способны на глубокую и искреннюю привязанность к родным, друзьям, любимым, они отзывчивы на понимание, поддержку и доброту;
  • иногда достаточно доверительного, ласкового разговора, чтобы вдохнуть в подростка новые силы;
  • частое позитивное одобрение, простая похвала способна поднять настроение, так как лабильный подросток нуждается в искреннем сопереживании;
  • именно учителя должны учить подростков этого типа умениям преодолевать трудности, погашать чувство обиды;
  • важно работу на уроке обеспечить в спокойной доброжелательной обстановке, поощрять деятельность лабильного ученика позитивным оцениванием его усилий;
  • воспитательные воздействия на учеников-правонарушителей: психологическая поддержка, просьба, проявление внимания, заботы, доброты, ласковый упрек, помощь в организации учебной деятельности;
  • задание на уроке следует давать в форме просьбы, выражая уверенность в их обязательном исполнении;
  • эти подростки очень верны в любви и дружбе, интуитивно чувствуют симпатию к себе и стараются ответить тем же;
  • если учитель желает эффективно воздействовать на подростка этого типа, он должен общаться с ним добротой и лаской.

 

Тип акцентуации: НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Характеризуется безволием, которое отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей. В поиске развлечений также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. В детстве отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом.

Обычно у них нет желания учится. Только при непосредственном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.    

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: открытость, быстрота переключения в делах и общении, любопытство, общительность, доброжелательность.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • склонен к групповым правонарушениям, пьянству;
  • не способны к трезвой оценке собственных действий;
  • к будущему равнодушны;
  • может совершать совершенно немотивированные проступки;
  • склонен к совершению групповых преступлений.

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • нахождение в тёмное время суток на улицах, в чужих подъездах и т.п.;
  • общение с лицами делинквентной направленности;
  • получение лёгких впечатлений, развлечений, пустых наслаждений;
  • безнадзорность;
  • попустительство;
  • праздность и безделье;
  • употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • преподаватели должны помнить, что подростки данного типа не любят учиться, чего не скрывают, любят развлечения, азартные игры;
  • нужна система контрольных мер на занятиях, в семье проверяться результативность учебы;
  • в учёбе не проявляют усердия, поэтому над ними должен осуществляться постоянный контроль;
  • каждый преподаватель должен знать неустойчивых подростков, чтобы контролировать деятельность их на уроках;
  • контроль выполнения домашних заданий, готовность к работе на уроке;
  • неукоснительное соблюдение режима дня, исключение возможного появления неконтролируемого свободного времени подростка;
  • одновременно с контролем учитель должен оказывать этому подростку дополнительную помощь, создавать спокойную обстановку на уроке, оценивать не только результат его успеваемости, но и старание.

 

Тип акцентуации: ПЕДАНТИЧНЫЙ (ТРЕВОЖНО-ПЕДАНТИЧЕСКИЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений.

Страхи и опасения тревожно-педантического подростка целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному, в его будущем: как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого, как бы не произошло непредвиденного несчастья с ним самим, а еще страшнее – с теми близкими, к которым он обнаруживает страстную, почти патологическую привязанность. Нерешительность часто приводит к гиперкомпенсации в виде неожиданной самоуверенности, безапелляционности в суждениях, утрированной решительности и скоропалительности действий как раз в тех ситуациях, когда требуется осмотрительность и осторожность. Происходящие после этого неудачи еще больше усиливают нерешительность и сомнения.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: не конфликтны, очень дружелюбны, надежны и не боятся критики.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • сильно опасается за совершённые правонарушения;
  • склонен к лидерству в группе правонарушителей;
  • нетерпелив, не умеет выждать нужный момент, утрированно решителен;
  • тревожно мнителен;
  • постоянный страх за себя и своих близких «футуристического» характера;
  • симбиотическая привязанность к матери или другому родственнику (неосознанный поиск защиты).

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • делегирование ему дополнительную ответственность, поскольку это может вызвать нервно-психический срыв;
  • неконструктивное разрешение с ним недоразумений;
  • условия эмоционально-бедных отношений, тревожно-мнительную атмосферу, ситуации повышенной социальной ответственности, завышенные поручения, требования, ожидания;
  • создание атмосферы недоброжелательности.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • преподавателями эти подростки обычно воспринимаются как послушные и исполнительные, но в условиях спокойной, четко регламентированной работы, не требующей инициативы, такой подросток чувствует себя хорошо;
  • необходимо формировать уверенность а своих силах не только оценкой, но и похвалой, не эксплуатировать повышенную ответственность;
  • для профилактики противоправного поведения этих подростков необходимо в общении с подростком избегать наказания и запугивания, поощрять его активность и самостоятельность;
  • преподаватели должны формировать на уроках обстановку спокойствия, уверенности в достижении учебных целей, желательно давать подростку этого типа время на подготовку, не ставить его в неожиданную ситуацию;
  • проявление доброты, забота, поддержка; поощрение адаптивных проявлений, организация успеха в деятельности; ласковый упрек, обходное движение – главное в тактике общения учителя с учеником данного типа.

 

Тип акцентуации: ЦИКЛОИДНЫЙ (ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ) ТИП.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. В детстве циклоиды ничем не отличаются от сверстников, но с наступлением подросткового возраста у них возникает первая субдепрессивная фаза (субдепрессия – это маловыраженная депрессия, для которой характерны склонность к апатии, вялость, ощущение, что все валится из рук). В этот период циклоиды начинают тяготиться обществом и компанией, у них резко снижается работоспособность. Серьезные неудачи в период субдепрессии могут вызвать аффективную реакцию и суицидальные попытки.

Субдепрессивная фаза может длиться 2-3 недели, после чего настроение повышается, циклоиды становятся по поведению гипертимами и начинают наверстывать упущенное в период субдепрессивной фазы.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: инициативность, жизнерадостность, общительность в периоды хорошего настроения.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • уязвим к перемене места жительства, учебы, потере друзей;
  • душевные волнения страстны, лишены полутонов в эмоциях и чувствах;
  • переживает за совершённые проступки повышенно-искренне;
  • склонен к особой грубости, гневу, тяжело переживает из-за мелких неприятностей;
  • склонен к суициду в период непереносимого чувства одиночества, беспомощности.

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):

  • навязчивость и чрезмерное демонстративное внимание;
  • чрезмерные требования;
  • коренную ломку жизненных стереотипов;
  • укоры, упреки, обвинения в его адрес о неполноценности, ненужности;
  • эмоциональные перегрузки, выполнение напряженной работы в течение длительного времени;
  • быстрое изменение условий и образа жизни;
  • однообразность жизни.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • важную роль в жизни подростка этого типа может сыграть преподаватель, которому он сможет «открыть душу», облегчит свои душевные переживания в ходе беседы;
  • преподаватели могут давать им поручения: член редакции стенгазеты, член клуба или кружка, ответственный за учебный кабинет;
  • нужно обучение самоконтролю за своим состоянием, самодисциплине, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятия по душе;
  • важную роль в проведении профилактической работы с подростком данного типа может сыграть психолог.
поделиться в: