ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ НАСИЛИЕ - НЕТ СЕМЬИ!
Жестокое обращение начинается там, где нарушаются социальные или психологические права человека. Оно начинается там, где мы нарушаем социальные или эмоциональные границы другого человека.
Жестокое обращение – это процесс, который предусматривает участие насильника, жертвы и свидетеля. Казалось бы, просто дать насильнику отпор - и проблема решена. Но зачастую в роли насильника выступают наши близкие – родители, учителя, соседи, родственники либо другие люди, более сильные по сравнению с жертвой или свидетелем, так как две последние роли обычно достаются детям.
Проблема жестокого обращения с детьми является одной из наиболее острых и актуальных. Отмечается, что количество детей, пострадавших в результате насильственных, как правило, противоправных действий, значительно выше, чем видно из данных уголовной статистики. Побои, угрозы и унижения, которым дети подвергаются в семьях и в социальном окружении, в большинстве случаев остаются вне поля зрения правоохранительных и других государственных органов, деятельность которых направлена, в том числе, и на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений, жестокости и насилия.
Жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на развитие ребенка. Оно накладывает отпечаток на физическое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений. Модель насилия, усвоенная в семье, воспроизводится в социальных институтах: школе, армии, семье, государстве. Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые, так или иначе, отвечают за воспитание детей.
Выделяют следующие основные формы жестокого обращения по отношению к ребенку: физическое насилие; сексуальное насилие или развращение; психическое (эмоциональное) насилие; пренебрежение (моральная жестокость).
Физическое насилие- это преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
Сексуальное насилие или развращение- вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
1) не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого;
2) не может в полной мере осознавать все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Пренебрежение (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья и развития.
Памятка родителю
Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, ОСТАНОВИТЕСЬ!
Специалисты утверждают, что физические наказания:
- Преподают ребенку урок насилия.
- Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим.
- В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
- Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
- Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.
- Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ.
СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
- ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.
- СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу – ВМЕШАЙТЕСЬ! Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать.
- ВНИМАНИЕ. Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.
- ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО
ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах – это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
- НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать « Я горжусь тобой!»
- ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ О НАСИЛИИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте как Ваши дети общаются. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.
- Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем – ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.
ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ. ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ. ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ.
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА.
- Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать "Нет"любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
- Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!"(или "Это не мой папа!"), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
- Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.
- Старайтесь САМИ забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.
- Научите ребёнка никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним.
- Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи должен знать наизусть.
- Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.
Источником благополучия ребёнка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребёнок должен быть уверен, что его кто-то очень-очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формированию чувства долга, отзывчивости. Где как не в семье ребёнок должен чувствовать себя защищённым, уверенным, любимым.